Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Примечания:

3) Термин К. Леви-Стросса применительно к Булгакову, кажется, впервые использовал Ю. Смирнов на IV Булгаковских чтениях (май 1990г., Ленинград). Имеются в виду прихотливые конфигурации из культурных осколков, которые складывал Булгаков. См.: Смирнов Ю. Реминисценции мифа в "Мастере и Маргарите": источники, память жанра и пределы интерпретации // Булгаковский сборник. II: Материалы по истории русской литературы XX века. Таллинн, 1994.

4) Возможно, следствием бриколажа являлась и технология создания булгаковской прозы: "текст её не столько создавался в момент писания, сколько записывался"; "роман со всеми героями и сюжетным их соположением уже сложился, прежде чем стал заноситься на бумагу"; "в рукописях Булгакова отсутствуют те признаки, по которым можно заметить остановки в работе, затруднения в порождении текста" (Чудакова М. О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М. А. Булгакова // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1982.).

6) См.: Вайскопф М. Булгаков и Загоскин: О мистико-охранительной традиции в "Мастере и Маргарите" // Обитаемый остров: Вестник Иерусалимского литературного клуба. 1991, №2.

7) Пространство, занятое ею, — от этнографических описаний (Немирович-Данченко Вас. И. Воинствующий Израиль. Спб., 1880) и обсуждения "еврейского вопроса" (Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев) до распространённого сюжета обращения еврея в христианство (В. В. Крестовский, "Тамара Бендавид"; В. И. Крыжановская, "Месть еврея"; Г. П. Данилевский, "Шарик") и необозримой литературы, посвящённой ужасам еврейских погромов (вплоть до "Соляного амбара" Б. А. Пильняка, написанного в 1937 г.).

8) Шкловский В. Б. Гамбургский счёт: Статьи — воспоминания — эссе (1914 — 1933). М., 1990.

9) Характерна книга: Шмаков А. С. Из галереи современников: Наши "Освободители". М., 1907. Немецкие открытки с картинками из "еврейского быта" оформлены в виде специального альбома, снабжены антисемитическими подписями и общим заглавием, что переосмысляет нейтральный изобразительный ряд.

10) Carrol David. Literary Fascism or the Aestheticizing of Politics: The Case of Robert Brassillach // New Literary History: A journal of theory & interpretation (Virginia, USA), 1992. Summer. Vol. 23. N 3. P. 695.

11) "Еврейские братства, местные и всемирные" (1868) и "Книга Кагала" (1869).

12) Шульгин В. В. Еврейка // Мирный труд (Харьков). 1908, №8.

13) Бердяев Н. А. Чёрная анархия // Слово. 1909, 17 (30) апр.

14) Об этой параллели см.: Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Даугава. 1988, №10; №11. О параллели Киев — Иерусалим см.: Петровский М. С. Мифологическое городоведение Михаила Булгакова // Театр. 1991, №5.

15) Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва — третий Рим" в идеологии Петра Первого // Художественный язык средневековья. М., 1982.

16) Литература, посвящённая "еврейской революции" в России, настолько обширна, что нет сомнений: политизированный врач и "доброволец" Булгаков был отлично знаком с этой проблематикой. Одним из доказательств является запись в дневнике в 1924 году: писатель утверждал, что французский премьер Эррио был евреем. Ложный вывод писатель сделал на том основании, что Эррио допустил в Париж большевиков (посольство во главе с Л. Б. Красиным). См.: Булгаков М. А. Под пятой: Мой дневник. М., 1990.

17) См. об этом хотя бы в новелле А. Франса "Прокуратор Иудеи" (1891). "Иудейское засилье" в Древнем Риме — важная тема СРА, которой было посвящено множество книг; см., например: Мелихов В. А. Из истории иудейско-римских гонений на христиан. Харьков, 1913 (даны ссылки на литературу); Басов А. (Мелихов В. А.) О еврейском вопросе в Древнем Риме. Харьков, 1913. Соответствующие факты приводил и Э. Ренан, которого читал Булгаков; существовала традиция опоры на Э. Ренана для обоснования обвинений иудеев в гонениях на христиан, о чём см.: Мелихов В. А. Иудеи в римской истории, по исследованию Э. Ренана. Харьков, 1912, где дана ссылка на "Антихриста", "Апостолов", "Евангелия и второе поколение христианства" и "Христианскую церковь". Один из наиболее ярких художественных примеров — книга Л. А. Мурахиной "Из глубины веков" (Харьков, 1915): в книгу вошли семь "исторических" очерков; в тех, что посвящены первым векам христианства, автор доказывает, что римские императоры (например, Калигула и Нерон) были игрушками в руках иудеев. Например, в подстрочном примечании к очерку "Коронованный мечтатель" (о Нероне) сказано: "Всадническое сословие почти всё было прожидовлено ещё в республиканском Риме. Одновременно Л. А. Мурахина разоблачает еврейских и "еврействующих" историков, типа Иосифа Флавия, которые скрывали "прожидовленность" Рима и засилье евреев, заинтересованных в искажении истории.
     Таким образом, появляется определённый смысл в том, что компания критиков с подозрительными фамилиями набрасывается на Булгакова в реальности и на Мастера в романе "Мастер и Маргарита": в обоих случаях цель одна и та же — замолчать страшную истину об исторических событиях.

18) См.: Утехин Н. П. "Мастер и Маргарита" М. Булгакова: Об источниках действительных и мнимых // Русская литература. 1979, №4. Ср. со стандартным церковным обвинением, которое не мог не помнить Булгаков: при Пилате "распущенность уличной иудейской черни завершилась величайшим преступлением, какое только видел когда-либо Божий свет: был распят Спаситель мира... "Кровь его на нас и на детях наших!" — кричали тогда обезумевшие от злобы и ненависти иудеи... И действительно, несмываемое кровавое пятно лежит с тех пор на сынах Израиля до настоящего времени, и будет, конечно, лежать до тех пор, пока существует хотя бы один представитель и поклонник жестокого Ягвы..." (Злотников Л. Т. /Л. Зло/ Отверженные: Краткая история гонений на племя иудейское. Спб., 1914). Кстати, дневниковая запись Булгакова от 5 янв. 1925 г., вызванная посещением редакции журнала "Безбожник у станка", является парафразом процитированного выше обвинения: с одной стороны, редакция журнала сравнивается с синагогой, с другой стороны, деятельность журнала интерпретируется как повторная "казнь" Иисуса, ибо его "изображают в виде негодяя и мошенника". "Нетрудно понять, чья это работа", — намекает Булгаков ("Под пятой").

20) Найденный в недрах архивов ГПУ, где с отобранного при обыске в 1926 году дневника сняли сокращённую копию, он со значительными и неотмеченными купюрами (касающимися именно негативного отношения Булгакова к евреям) был опубликован (Театр. 1990, №2) и вызвал сенсацию в булгаковедении. Спустя десять месяцев дневник был напечатан целиком (Булгаков М. А. Под пятой: Мой дневник. М., 1990; Библиотека "Огонёк", №39).

23) Трайнин И. П. От дерзаний буревестника к болоту обывателя: Горький о евреях // Жизнь национальностей. 1922, 1 июня. № 11 (17). С. 2.

25) Новый мир. 1989, №12. С. 219. См. на ту же тему: Сорокин П. А. Современное состояние России. Прага, 1922. С. 100 - 101; Пасманик Д. С. Русская революция и еврейство: (Большевизм и иудаизм). Paris, 1923. С. 197.

( Продолжение примечаний следует! )

Hosted by uCoz