2.
"Еврейская тема", в
первую очередь как часть
субкультуры русского
антисемитизма (СРА) (ибо
"еврейская тема" в русской
культуре неизмеримо шире
7),
относится к
базовому материалу
последнего булгаковского романа,
хотя и не является единственным его
материалом. Присутствие следов СРА
в "Мастере и Маргарите"
демонстрирует характерный для
писателя метод обработки
"культурного сырья", с одной
стороны (как писал ещё В. Б.
Шкловский, Булгаков "берёт вещь
старого писателя, не изменяя
строение и переменяя его тему"
8), и
до сих пор не расшифрованный
генезис некоторых сюжетных и
образных структур в романе, с
другой.
Термин "субкультура"
означает в данном случае
определённый раздел, часть
культурного целого, не
существующую автономно, которая, с
одной стороны, подчиняется неким
универсальным законам, а с другой,
обладает способностью кодировать
другие субкультуры собственным
кодом, налагает на них принципы
своей знаковой системы. Например,
как будет показано ниже, СРА
переозначила образы
"джентльмена-разбойника",
дьявола, тему карт, гадательную
мифологию
9.
Говоря о СРА, стоит иметь в
виду определение "литературного
фашизма", которое дал Дэвид
Кэррол: «
Литературный фашизм
в строгом смысле, который я хочу
придать этому выражению, — это не
простое
наложение
фашистской идеологии на
литературу, не форма идеологизации
извне. Здесь подразумевается
"внутренний" обмен между
фашизмом и литературой или
искусством и в политической, и в
литературно-эстетической областях.
В сущности, это определённая
логика, определённые операции
внутри самой литературы, техника
или способ порождения, форма
беллетризации, эстетизации или
создания специфической
литературности
литературы и политики как
органичного, целостного и
самостоятельного произведения
"искусства"»
10.
Так же и СРА: идеология и
литература обмениваются
концептами и операторами,
литература "политизируется",
политика "олитературивается",
насыщается специфически
художественными представлениями,
выдумками, фантазиями ума,
взбудораженного страхом перед
"непонятным".
СРА весьма активна в культуре,
она рассматривает "
еврея" как
социальную роль исключительной
важности, и, пробуждая к нему
НЕНАВИСТЬ, апеллирует к архетипам
мышления, в первую очередь,
основанным на делении МЫ / ОНИ, что
служит задачам национальной
консолидации русских на
шовинистической основе.
Психологической базой
антисемитизма являются юдофобия
(страх перед евреями), тяга к тайнам
и сведениям о тайных организациях и
идеалистическое убеждение в том,
что мир управляется Верховной
Волей. В условиях глубокой
атеизации сознания ею не может быть
Бог, но может мифическое "мировое
еврейское правительство", могут
зловещие "сионские мудрецы".
Сразу следует сказать, что в
СРА отсутствует лихорадочная
неуверенность, признаки
тактической уловки, на скорую руку
сляпанной лжи. При всей лживости и
безнравственности это очень
спокойная и самоуверенная
субкультура, опирающаяся на
симпатию властей и "коллективное
бессознательное" и имеющая по
крайней мере 125-летнюю историю
(отсчёт — от двух книг Я. А.
Брафмана, вышедших в 1868—1869 гг. в
Вильне
11).
СРА находится в социальной
изоляции, общественное мнение не
позволяет абсолютному большинству
литераторов непосредственно с ней
соприкасаться (сказанное не
распространяется на 1980—1990-е годы в
России). Вместе с тем это не
означает полного отсутствия
влияния: СРА входит в состав
культурной атмосферы, в ряде
случаев выступает в роли фильтра,
сквозь который воспринимаются
культурные явления, иногда весьма
далёкие от еврейской тематики.
СРА — это колоссальный объём
литературы: книг, журналов, газет,
листовок. СРА воздействовала
"прозой и стихами, научными
статьями и грубыми, как лубок,
прокламациями и листками,
зажигательными речами, зловещим
сгущением красок, сопоставлением
фактов"
12.
Говоря конкретно о Булгакове,
можно предположить, что он не мог
быть изолирован от семантических
комплексов СРА, широко
распространённых в русском
обществе, особенно в Киеве,
поскольку для усвоения, для
культурной сопричастности совсем
не обязательно было регулярно
читать газеты и книги
соответствующей тематики: СРА
работала с многократным
резервированием, варьируя и
бесконечно повторяя всеми
средствами ограниченный набор
мотивов, создавая
атмосферу,
слух, общественное мнение. Сила
внушения, которой обладала СРА,
определялась её мифологической
природой: Н. А. Бердяев очень точно
заметил в 1909 г. в статье о чёрной
сотне, что это "реакция не
христианской религии, а тёмной и
примитивной языческой религии,
языческого суеверия и
идолопоклонства"
13.
В книге "Русская идея и 2000-й
год" (1988) А. Л. Янов
интерпретировал русский
антисемитизм как закономерную —
националистическую — фазу
деградации идеологии "русской
идеи" (идя вслед за Н. А.
Бердяевым; см. его "Русскую
идею", гл. 2, §3).
Для нас СРА — это
самостоятельная мифология (или
мифоидеология), возникшая во второй
половине 1860-х годов и
интерферировавшая с "русской
идеей" (впервые, очевидно, у И. С.
Аксакова в 1883 г., а потом у С. Ф.
Шарапова). Считать, как это делает А.
Л. Янов, что антисемитизм был
экспортирован в Россию из Германии
в 1880-е годы, — значит подвергнуть
адептов СРА незаслуженному
оскорблению.
Стр. 1 Продолжение(Книга Михаила Золотоносова.)