8.

     Целесообразно в самом начале рассмотрения привести четыре литературных примера, в которых та же протосхема присутствует (как и у Булгакова) в скрытом виде: "оккультный роман" В. И. Крыжановской "В царстве тьмы" (1912—1913), повесть А. И. Куприна "Каждое желание" (1917; впоследствии была названа "Звезда Соломона"), роман Андрея Белого "Москва под ударом" (1925) и роман И. Г. Эренбурга "Единый фронт" (1930).
     В романе В. И. Крыжановской "В царстве тьмы" (Спб., 1914) описано целое общество сатанистов во главе с Азрафилом (нечто среднее между Азазелем и Рафаилом), "князем тьмы", которое вербует некую Мэри Суровцеву. В целом описания лишены явных "еврейских" деталей, и лишь упоминание подноса "с чашкой парной крови" и "хлебцев, тоже замешанных на крови", могут напомнить о маце, испекаемой с добавлением крови христианского младенца. Характерна мизансцена брачной церемонии с инкубом, принявшим облик умершего доктора Заторского, возлюбленного Мэри: на троне восседает Азрафил, а от него "по обе стороны стояли два высоких канделябра о семи чёрных зажжённых свечах; расположенные треугольником жаровни с горевшими угольями распространяли едкий, одуряющий запах <...>". "Еврейский" колорит был усилен жертвоприношением чёрного козла, кровью которого наполняют чашу: "Разделите эту чашу и пейте, новобрачные, сущность жизни".
     В повести А. И. Куприна, написанной в 1917 году, действует некая мировая "организация" демонов, подчиняющаяся Ивану Цвету, случайно разгадавшему тайну "звезды Соломона", а представителем этой демонской сети является МЕФодий ИСаевич ТОФФЕЛЬ.
     В романе Андрея Белого внимание на себя обращает фигура фон-Мандро (гл. 2, §20). Герой родом из Полесья (в пределах черты оседлости); "по местечкам таскался", после усыновления стал именоваться "фон-Мандро", но его называли Сатанилом; мечтал о "мироправлении" ("вплоть до фантазии о мироправстве, — желанье Мандро, чтобы люди, подобные Доннеру, мир заплели в свои сети; мечтал бескорыстно о гадине, о мировом негодяе, которому в мыслях своих он служил с удивительной верностью <...>").
     Любопытно, что "Фон Мандро" друзья называли главу петербургской фирмы Мендроховича и Лубенского, которая "занималась, главным образом, экспортом и импортом оружия". Иными словами, прототипом персонажа из романа Андрея Белого (или, по крайней мере, "владельцем фамилии") является еврей. Впрочем, в прихотливых анапестах романа Мандро практически утратил свою национальность, превратившись в международного авантюриста. В русской литературе родословная этого персонажа восходит к "джентльмену-разбойнику", герою двойного существования, сюжетно сцепленному с "золотом" и "кровью". В литературе СРА, где "кровь" оказалась христианской, а "золото" — "еврейским", таким героем и стал демонический еврей, еврей-оборотень, прочно соединившийся с образами антихриста или дьявола в фигуру так называемого сатаниста.
     Именно он и стал одним из главных героев романа И. Г. Эренбурга "Единый фронт", написанного в Париже (с января по июнь 1930 года): речь идёт о миллионере Вильяме (в прошлом Вульфе) Вайнштейне, родом из Витебска, сыне Нахмана Вайнштейна.
     "<...> Миллионер, ещё мало известный широкой публике, но уже признанный скептиками Уолл-Стрита, с репутацией блистательного финансиста и с твёрдым намерением скупить всю Европу, вот так, как скупил витебский купец Горовиц все дома на Дворянской улице. Начал Вайнштейн с оружейных заводов <...>".
     «Послевоенные годы были эпохой его подлинного восхождения. О нём заговорили и в парламентах, и на митингах. Он стал опорой, проклятьем, силой, символом. В Пензе сжигали чучело толстеющего брюнета, на пузе которого значилось: "Вайнштейн — враг мирового пролетариата"...».
     "<...> Он поддерживал всё, способное раздробить и обессилить Европу", и торговал всем: от кофе до оружия. Инфернальные черты Вайнштейна подчёркнуты сексуальными извращениями: похоть ненасытна, требуются самые гнусные проститутки из самых ужасных притонов. Кончается же роман описанием мазохистской сцены: «Сэр Вильям стоит нагишом на четвереньках. Вокруг него суетятся две препаршивые девчонки. Они хлещут Вайнштейна поясом, тот же в ответ лает: "гау-гау". Заметив Керна, он не встаёт, он только лениво поясняет:
     — Я сегодня собачка... "Медор"...».
     В мемуарах "Люди, годы, жизнь" Эренбург довольно бегло упомянул о романе "Единый фронт", признавшись, что один из героев, Ольсон, — это шведский спичечный король Ивар Крейгер . Но о Вульфе Вайнштейне Эренбург не проронил ни слова. Из описания, однако, нетрудно заключить, что прототипом является мультимиллионер Генри Детердинг. Во всяком случае, его характеристика, даваемая в мемуарах (устраивал перевороты, был знаком с Гитлером, организовывал налёты на конкурентов, разжигал войны), прямо отсылает к инфернальному Вайнштейну. В связи с чем возникает вопрос: почему Эренбургу понадобилось трансформировать Детердинга в еврея Вайнштейна? С какой целью Эренбург использовал старую антисемитическую схему, рождённую СРА, причём именно в период пропагандистской кампании, предшествовавшей выборам в рейхстаг в 1930-м году, которые положили начало взлёту нацистской партии?
     Культурные корни фигуры "сатаниста" XX века скрыты в Средних веках, когда было широко распространено убеждение в том, что иудеи связаны с дьяволом или сами воплощают дьявольское начало. В начале XX века эти идеи испытали второе рождение: венчание "жида с лягушкою" (А. С. Пушкин, "Гусар", 1833) состоялось вновь, еврейство в целом было мифологизировано и окружено густым туманом мистики с криминальным оттенком. Весьма характерен в этом отношении роман В. И. Крыжановской "Тамплиеры" ("Слуги зла") (Спб., 1904), действие которого происходит в XIV веке. В романе описана банда евреев-люцифериан, во главе которой стоит некий Уриель, занимающийся человеческими жертвоприношениями, кстати, вооружённый и оккультными силами. Как и положено в произведениях такого рода, Уриель силой захватывает благородную графиню Эльзу (ср. эту схему с сюжетом "Мастера и Маргариты"), с которой готовится вступить в половую связь на сатанинской церемонии: голой, верхом на чёрном козле несчастную Эльзу доставляют к сатанисту Уриелю для его гадких сексуальных утех.
     С а т а н и з м   и стал выразительным обозначением "еврейских" свойств в антисемитской литературе: как и дьявол, еврей рыщет меж людей, "иски кого поглотити". Генетически образ Воланда восходит и к этой мифологии.
 Стр. 6  Продолжение
(Книга Михаила Золотоносова.)



*------((((()))))------*

  
Hosted by uCoz