9.

     Другое культурное явление, поглощённое СРА и также отразившееся в "Мастере и Маргарите", — масонство, и более конкретно — орден иллюминатов, масонское тайное общество просветлённых (ср. с концепцией "света" в "Мастере и Маргарите"), основанное Адамом Вейсгауптом (1748—1830), профессором канонического и естественного права в Ингольштадтском университете (общество действовало в 1776 — 1784 годах).
     Масонство уже на весьма ранних стадиях культурного развития интерпретируется в России как "антихристово учение", масоны именуются "учениками антихриста" и постепенно сливаются, отождествляются с ними. Возникают два симметричных тождества: антихрист = евреи и антихрист = масоны. В силу закона транзитивности устанавливается и третье тождество: евреи = масоны. Кстати, позже схема доказательства этого тождества слегка видоизменилась, хотя применение закона транзитивности сделалось ещё более явным: "В качестве вывода из всего вышесказанного мы приходим к следующему математически точному уравнению. Во Франции масонство и революция составляет одно. В России иудейство и революция составляют одно. Две величины, порознь равные третьей, равны между собою, и, следовательно, возникает вопрос: масонство и иудейство не составляют ли также одно?".
     В компиляции О. К. Кулибиной "Что такое масонство?" (Харьков, 1912), написанной по рецептам известного антисемита Г. В. Бутми, уже на первой странице постулировалось: "Что такое масонство? Это тайная организация, созданная иудейством, имеющая целью путём скрытых влияний и всевозможных воздействий на общественное мнение и общественных деятелей подготовить торжество иудейства над христианством".
     Одной из главных догм СРА было то, что масонство входит в иудейство как его часть. Составной же частью масонства называлось иллюминатство — одна из самых опасных, как утверждали адепты СРА, масонских разновидностей, которой приписывалась исключительная роль.
     Сказанное имеет самое непосредственное отношение к "Мастеру и Маргарите", поскольку наименования и иерархические отношения героев романа восходят именно к структуре и терминам ордена иллюминатов, точно (хотя и не без бриколажа) воспроизводят их:
     А. Школа: 1) подготовительное время
2) ученичество
3) минервал
4) illuminatus minor
5) степень магистра
     В. Масонство: 1) Символическое:
а) ученик (Иван Бездомный)
b) подмастерье (Маргарита)
с) мастер (мастер)
2) Шотландское:
а) illuminatus major, или шотландский ученик (кот)
b) illuminatus dirigens, или шотландский рыцарь (Коровьев)
     С. Мистерии: 1) Малые:
а) пресвитер, или степень священника
b) Princeps, или степень регента (Коровьев)
2) Великие:
а) magus (Воланд)
b) гех
     (приведено по кн.: Финдель И. Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени/ Пер. со 2-го немецкого издания. Спб., 1872. Т. 1. С. 244—249; сведения об иллюминатах и иерархии должностей ордена Булгаков мог также получить в т. 12а "Энциклопедического словаря" Брокгауза-Ефрона и в книге С. Д. Толь "Ночные братья" (Опыт исторического исследования о масонстве в Германии. Спб., 1911. С. 21—58). Стоит заметить, что обширные выписки из труда Финделя содержатся в антимасонской брошюре отца Булгакова, Афанасия Ивановича; возможно, книга находилась в домашней библиотеке).
     Из всех масонских сект и организаций Булгаков выбрал именно иллюминатов, которые имели в СРА самую плохую репутацию. Кстати, булгаковский бриколаж включает комическое обыгрывание иллюминатских рангов: dirigens Коровьев выступает в буквальном смысле в роли дирижёра-хормейстера в городском зрелищном филиале; кота-ученика дрессирует Воланд (как заявляет Никанору Ивановичу Коровьев). Что же касается мастера, то заслуженный им покой можно сопоставить с характеристикой иллюмината, данной в одной из антимасонских статей: «А какой вид должен иметь этот иллюминат, обязанный в обществе и свете столь долго работать над их разрушением? А вот послушайте: "он будет иметь вид человека, ушедшего от дел и ищущего только покоя"...».
     Иллюминатство и мировой еврейский заговор весьма плотно соединились к началу XX века, и маловероятно, что Булгаков мог воспринимать орден иллюминатов помимо соответствующей (т. е. антисемитической) транскрипции, помимо определённых ассоциаций. Концепция же "мирового еврейского заговора", наложенная на воспроизведение в системе персонажей романа иерархических отношений ордена иллюминатов, позволяет с уверенностью говорить о том, что перед нами один из тех случаев, когда СРА выступает в качестве фильтра, навязывая мысль о том, что секретное еврейское правительство существует, что оно находится в вечной и неустанной борьбе со всем остальным человечеством и что масоны вообще и иллюминаты в том числе играют во всех этих кознях едва ли не первую роль.
     В анонимной антисемитской брошюрке "Иудеи в прошлом и настоящем и масонство во Франции" (Киев, 1905; цензурное разрешение 17 октября) утверждалась решающая роль иудейства во всех революциях, связь с иудейством масонства и особая роль иллюминизма: "Союз писателей с масонством приобретает значение настоящего гигантского заговора, особенно со времени появления иллюминизма и слияния его с масонством". При этом само учение иллюминизма уличалось во всех смертных грехах: "возвращение к первобытному состоянию; оно восстаёт против семьи и патриотизма и стремится к их разрушению. Его идеалом являются странствующие толпы людей без семьи и отечества, без оседлости".
     В марте 1906 года антисемитский "Русский вестник", издававшийся в это время В. В. Комаровым, поместил статью своего ведущего (и едва ли не единственного) литературного критика Стародума (псевдоним Николая Яковлевича Стечькина, 1854 — 1906) под заглавием "Масонство и революция во Франции", где категорически утверждалось, что "только с Иллюминизмом выходит на сцену настоящий заговор, в котором заблаговременно намечаются все ужасы террора. Иллюминизм, — предупреждал Стародум, — мало известен, если не совсем неизвестен, а между тем именно он, главным образом, перевернул и обагрил кровью мир сто с лишком лет назад. И ныне прямое продолжение иллюминизма потрясает мир и грозит ему".
     Один из самых видных русских "жидоедов", московский присяжный поверенный Алексей Семёнович Шмаков (1852-1916), посвятивший масонам тысячи вдохновенных страниц, писал об иллюминатах как "крайней террористической" фракции масонства, идущей рука об руку с евреями: "не опасаясь конкуренции, еврейство могло даже способствовать расцвету, например, ордена иллюминатов, зная, что в конце концов это послужит только Израилю". На связь иллюминатов с евреями указывала и правнучка известного русского изобретателя Ольга Константиновна Кулибина в антисемитской брошюре "Что такое масонство?". Тема стала расхожим предметом "публицистических упражнений": даже в наспех написанной заметке Ник<олая?> Я<блонского?> "Тёмные силы", помещённой в газете "В Москву!" (Ростов-на-Дону), военный врач Булгаков мог прочитать: "Ближайшим образом коммунизм Ленина и Троцкого связан с деятельностью секты иллюминатов". Спустя девять лет об этом же твердил и Н. Е. Марков в "Войнах тёмных сил" (Париж, 1928. Кн. 1. С. 60), но вряд ли это мог прочитать Булгаков.
 Стр. 7  Продолжение
(Книга Михаила Золотоносова.)



*------((((()))))------*

  
Hosted by uCoz