9.
Другое культурное явление,
поглощённое СРА и также
отразившееся в "Мастере и
Маргарите", — масонство,
и более конкретно — орден
иллюминатов, масонское тайное
общество просветлённых (ср. с
концепцией "света" в
"Мастере и Маргарите"),
основанное Адамом Вейсгауптом
(1748—1830), профессором канонического
и естественного права в
Ингольштадтском университете
(общество действовало в 1776 — 1784
годах).
Масонство уже на весьма
ранних стадиях культурного
развития интерпретируется в России
как "антихристово учение",
масоны именуются "учениками
антихриста" и постепенно
сливаются, отождествляются с ними.
Возникают два симметричных
тождества: антихрист = евреи
и антихрист = масоны.
В силу закона транзитивности
устанавливается и третье
тождество: евреи = масоны.
Кстати, позже схема доказательства
этого тождества слегка
видоизменилась, хотя применение
закона транзитивности сделалось
ещё более явным: "В качестве
вывода из всего вышесказанного мы
приходим к следующему
математически точному уравнению.
Во Франции масонство и революция
составляет одно. В России иудейство
и революция составляют одно. Две
величины, порознь равные третьей,
равны между собою, и, следовательно,
возникает вопрос: масонство и
иудейство не составляют ли также
одно?".
В компиляции О. К. Кулибиной
"Что такое масонство?"
(Харьков, 1912), написанной по
рецептам известного антисемита Г.
В. Бутми, уже на первой странице
постулировалось: "Что такое
масонство? Это тайная организация,
созданная иудейством, имеющая
целью путём скрытых влияний и
всевозможных воздействий на
общественное мнение и общественных
деятелей подготовить торжество
иудейства над христианством".
Одной из главных догм СРА было
то, что масонство входит в
иудейство как его часть.
Составной же частью масонства
называлось иллюминатство — одна из
самых опасных, как утверждали
адепты СРА, масонских
разновидностей, которой
приписывалась исключительная роль.
Сказанное имеет самое
непосредственное отношение к
"Мастеру и Маргарите",
поскольку наименования и
иерархические отношения героев
романа восходят именно к структуре
и терминам ордена иллюминатов,
точно (хотя и не без бриколажа)
воспроизводят их:
А. Школа: |
1)
подготовительное время 2)
ученичество 3) минервал 4) illuminatus minor
5) степень магистра |
В. Масонство: |
1)
Символическое: а) ученик (Иван
Бездомный) b) подмастерье
(Маргарита) с) мастер (мастер) 2)
Шотландское: а) illuminatus major, или
шотландский ученик (кот) b) illuminatus
dirigens, или шотландский рыцарь
(Коровьев) |
С. Мистерии: |
1) Малые: а)
пресвитер, или степень священника b)
Princeps, или степень регента (Коровьев)
2) Великие: а) magus (Воланд) b) гех |
(приведено по кн.: Финдель И. Г.
История франк-масонства от
возникновения его до настоящего
времени/ Пер. со 2-го немецкого
издания. Спб., 1872. Т. 1. С. 244—249;
сведения об иллюминатах и иерархии
должностей ордена Булгаков мог
также получить в т. 12а
"Энциклопедического словаря"
Брокгауза-Ефрона и в книге С. Д. Толь
"Ночные братья" (Опыт
исторического исследования о
масонстве в Германии. Спб., 1911. С.
21—58). Стоит заметить, что обширные
выписки из труда Финделя
содержатся в антимасонской брошюре
отца Булгакова, Афанасия Ивановича;
возможно, книга находилась в
домашней библиотеке).
Из всех масонских сект и
организаций Булгаков выбрал именно
иллюминатов, которые имели в СРА самую
плохую репутацию. Кстати,
булгаковский бриколаж включает
комическое обыгрывание
иллюминатских рангов: dirigens
Коровьев выступает в буквальном
смысле в роли дирижёра-хормейстера
в городском зрелищном филиале;
кота-ученика дрессирует Воланд (как
заявляет Никанору Ивановичу
Коровьев). Что же касается мастера,
то заслуженный им покой
можно сопоставить с
характеристикой иллюмината, данной
в одной из антимасонских статей: «А
какой вид должен иметь этот
иллюминат, обязанный в обществе и
свете столь долго работать над их
разрушением? А вот послушайте:
"он будет иметь вид человека,
ушедшего от дел и ищущего только
покоя"...».
Иллюминатство и мировой
еврейский заговор весьма
плотно соединились к началу XX века,
и маловероятно, что Булгаков мог
воспринимать орден иллюминатов помимо
соответствующей (т. е.
антисемитической) транскрипции,
помимо определённых ассоциаций.
Концепция же "мирового
еврейского заговора", наложенная
на воспроизведение в системе
персонажей романа иерархических
отношений ордена иллюминатов,
позволяет с уверенностью говорить
о том, что перед нами один из тех
случаев, когда СРА выступает в
качестве фильтра, навязывая мысль о
том, что секретное еврейское
правительство существует, что оно
находится в вечной и неустанной
борьбе со всем остальным
человечеством и что масоны вообще и
иллюминаты в том числе играют во
всех этих кознях едва ли не первую
роль.
В анонимной антисемитской
брошюрке "Иудеи в прошлом и
настоящем и масонство во
Франции" (Киев, 1905; цензурное
разрешение 17 октября) утверждалась
решающая роль иудейства во всех
революциях, связь с иудейством
масонства и особая роль
иллюминизма: "Союз писателей с
масонством приобретает значение
настоящего гигантского заговора,
особенно со времени появления
иллюминизма и слияния его с
масонством". При этом само учение
иллюминизма уличалось во всех
смертных грехах: "возвращение к
первобытному состоянию; оно
восстаёт против семьи и
патриотизма и стремится к их
разрушению. Его идеалом являются
странствующие толпы людей без
семьи и отечества, без
оседлости".
В марте 1906 года антисемитский
"Русский вестник",
издававшийся в это время В. В.
Комаровым, поместил статью своего
ведущего (и едва ли не
единственного) литературного
критика Стародума (псевдоним
Николая Яковлевича Стечькина, 1854 —
1906) под заглавием "Масонство и
революция во Франции", где
категорически утверждалось, что
"только с Иллюминизмом выходит
на сцену настоящий заговор, в
котором заблаговременно
намечаются все ужасы террора.
Иллюминизм, — предупреждал
Стародум, — мало известен, если не
совсем неизвестен, а между тем
именно он, главным образом,
перевернул и обагрил кровью мир сто
с лишком лет назад. И ныне прямое
продолжение иллюминизма потрясает
мир и грозит ему".
Один из самых видных русских
"жидоедов", московский
присяжный поверенный Алексей
Семёнович Шмаков (1852-1916),
посвятивший масонам тысячи
вдохновенных страниц, писал об
иллюминатах как "крайней
террористической" фракции
масонства, идущей рука об руку с
евреями: "не опасаясь
конкуренции, еврейство могло даже
способствовать расцвету, например,
ордена иллюминатов, зная, что в
конце концов это послужит только
Израилю". На связь иллюминатов с
евреями указывала и правнучка
известного русского изобретателя
Ольга Константиновна Кулибина в
антисемитской брошюре "Что такое
масонство?". Тема стала расхожим
предметом "публицистических
упражнений": даже в наспех
написанной заметке Ник<олая?>
Я<блонского?> "Тёмные силы",
помещённой в газете "В Москву!"
(Ростов-на-Дону), военный врач
Булгаков мог прочитать:
"Ближайшим образом коммунизм
Ленина и Троцкого связан с
деятельностью секты
иллюминатов". Спустя девять лет
об этом же твердил и Н. Е. Марков в
"Войнах тёмных сил" (Париж, 1928.
Кн. 1. С. 60), но вряд ли это мог
прочитать Булгаков.
Стр. 7 Продолжение (Книга Михаила Золотоносова.) |