8.
Целесообразно в самом начале
рассмотрения привести четыре
литературных примера, в
которых та же протосхема
присутствует (как и у Булгакова) в скрытом
виде: "оккультный роман"
В. И. Крыжановской "В царстве
тьмы" (1912—1913), повесть А. И.
Куприна "Каждое желание" (1917;
впоследствии была названа
"Звезда Соломона"), роман
Андрея Белого "Москва под
ударом" (1925) и роман И. Г.
Эренбурга "Единый фронт"
(1930). В романе В. И. Крыжановской "В
царстве тьмы" (Спб., 1914) описано
целое общество сатанистов во главе
с Азрафилом (нечто среднее
между Азазелем и Рафаилом),
"князем тьмы", которое вербует
некую Мэри Суровцеву. В целом
описания лишены явных
"еврейских" деталей, и лишь
упоминание подноса "с чашкой
парной крови" и "хлебцев, тоже
замешанных на крови", могут
напомнить о маце,
испекаемой с добавлением крови
христианского младенца.
Характерна мизансцена брачной
церемонии с инкубом, принявшим
облик умершего доктора Заторского,
возлюбленного Мэри: на троне
восседает Азрафил, а от него "по
обе стороны стояли два высоких
канделябра о семи чёрных зажжённых
свечах; расположенные
треугольником жаровни с горевшими
угольями распространяли едкий,
одуряющий запах <...>".
"Еврейский" колорит был усилен
жертвоприношением чёрного козла,
кровью которого наполняют чашу:
"Разделите эту чашу и пейте,
новобрачные, сущность жизни".
В повести А. И. Куприна, написанной в
1917 году, действует некая мировая
"организация" демонов,
подчиняющаяся Ивану Цвету,
случайно разгадавшему тайну
"звезды Соломона", а
представителем этой демонской сети
является МЕФодий ИСаевич ТОФФЕЛЬ.
В романе Андрея Белого внимание на
себя обращает фигура фон-Мандро (гл.
2, §20). Герой родом из Полесья (в
пределах черты оседлости); "по
местечкам таскался", после
усыновления стал именоваться
"фон-Мандро", но его называли Сатанилом;
мечтал о "мироправлении"
("вплоть до фантазии о
мироправстве, — желанье Мандро,
чтобы люди, подобные Доннеру, мир
заплели в свои сети; мечтал
бескорыстно о гадине, о мировом
негодяе, которому в мыслях своих он
служил с удивительной верностью
<...>").
Любопытно, что "Фон Мандро"
друзья называли главу
петербургской фирмы Мендроховича и
Лубенского, которая "занималась,
главным образом, экспортом и
импортом оружия". Иными словами,
прототипом персонажа из романа
Андрея Белого (или, по крайней мере,
"владельцем фамилии") является
еврей. Впрочем, в прихотливых
анапестах романа Мандро
практически утратил свою
национальность, превратившись в
международного авантюриста. В
русской литературе родословная
этого персонажа восходит к
"джентльмену-разбойнику",
герою двойного существования,
сюжетно сцепленному с
"золотом" и "кровью". В
литературе СРА, где "кровь"
оказалась христианской, а
"золото" — "еврейским",
таким героем и стал демонический
еврей, еврей-оборотень, прочно
соединившийся с образами
антихриста или дьявола в фигуру так
называемого сатаниста.
Именно он и стал одним из главных
героев романа И. Г. Эренбурга
"Единый фронт", написанного в
Париже (с января по июнь 1930 года):
речь идёт о миллионере Вильяме (в
прошлом Вульфе) Вайнштейне, родом
из Витебска, сыне Нахмана
Вайнштейна.
"<...> Миллионер, ещё
мало известный широкой публике, но
уже признанный скептиками
Уолл-Стрита, с репутацией
блистательного финансиста и с
твёрдым намерением скупить всю
Европу, вот так, как скупил
витебский купец Горовиц все дома на
Дворянской улице. Начал Вайнштейн с
оружейных заводов <...>".
«Послевоенные годы были эпохой его
подлинного восхождения. О нём
заговорили и в парламентах, и на
митингах. Он стал опорой,
проклятьем, силой, символом. В Пензе
сжигали чучело толстеющего
брюнета, на пузе которого
значилось: "Вайнштейн — враг
мирового пролетариата"...».
"<...>
Он поддерживал всё, способное
раздробить и обессилить Европу",
и торговал всем: от кофе до оружия.
Инфернальные черты Вайнштейна
подчёркнуты сексуальными
извращениями: похоть ненасытна,
требуются самые гнусные
проститутки из самых ужасных
притонов. Кончается же роман
описанием мазохистской сцены: «Сэр
Вильям стоит нагишом на
четвереньках. Вокруг него суетятся
две препаршивые девчонки. Они
хлещут Вайнштейна поясом, тот же в
ответ лает: "гау-гау". Заметив
Керна, он не встаёт, он только
лениво поясняет:
— Я сегодня собачка...
"Медор"...».
В мемуарах "Люди, годы, жизнь"
Эренбург довольно бегло упомянул о
романе "Единый фронт",
признавшись, что один из героев,
Ольсон, — это шведский спичечный
король Ивар Крейгер . Но о Вульфе
Вайнштейне Эренбург не проронил ни
слова. Из описания, однако, нетрудно
заключить, что прототипом является
мультимиллионер Генри Детердинг.
Во всяком случае, его
характеристика, даваемая в
мемуарах (устраивал перевороты, был
знаком с Гитлером, организовывал
налёты на конкурентов, разжигал
войны), прямо отсылает к
инфернальному Вайнштейну. В связи с
чем возникает вопрос: почему
Эренбургу понадобилось
трансформировать Детердинга в еврея
Вайнштейна? С какой целью Эренбург
использовал старую
антисемитическую схему, рождённую
СРА, причём именно в период
пропагандистской кампании,
предшествовавшей выборам в
рейхстаг в 1930-м году, которые
положили начало взлёту нацистской
партии?
Культурные корни фигуры
"сатаниста" XX века скрыты в
Средних веках, когда было широко
распространено убеждение в том, что
иудеи связаны с дьяволом или сами
воплощают дьявольское начало. В
начале XX века эти идеи испытали
второе рождение: венчание "жида с
лягушкою" (А. С. Пушкин,
"Гусар", 1833) состоялось вновь,
еврейство в целом было
мифологизировано и окружено густым
туманом мистики с криминальным
оттенком. Весьма характерен в этом
отношении роман В. И. Крыжановской
"Тамплиеры" ("Слуги зла")
(Спб., 1904), действие которого
происходит в XIV веке. В романе
описана банда евреев-люцифериан, во
главе которой стоит некий Уриель,
занимающийся человеческими
жертвоприношениями, кстати,
вооружённый и оккультными силами.
Как и положено в произведениях
такого рода, Уриель силой
захватывает благородную графиню
Эльзу (ср. эту схему с сюжетом
"Мастера и Маргариты"), с
которой готовится вступить в
половую связь на сатанинской
церемонии: голой, верхом на чёрном
козле несчастную Эльзу доставляют
к сатанисту Уриелю для его гадких
сексуальных утех.
С а т а н и з м и стал выразительным
обозначением "еврейских"
свойств в антисемитской
литературе: как и дьявол, еврей
рыщет меж людей, "иски кого
поглотити". Генетически образ
Воланда восходит и к этой
мифологии.
Стр. 6 Продолжение (Книга Михаила Золотоносова.) |