12.

     Титулатура Папюса, в которой упоминаются и две масонские ложи, и каббала, и тетраграмма INRI (в оккультизме сближавшаяся с каббалистикой и тетраграммами RОТА, ТАRО и ТОRА ), естественным образом провоцировала особый интерес к нему и "еврейское" истолкование. Скажем, по одной из версий, "Протоколы сионских мудрецов" были подготовлены для того, чтобы удалить от Николая II гипнотизёра Филиппа, представителя "жидо-масонов" и мартинистов; доступ же ко двору был «открыт Филиппу главным образом благодаря доктору Папюсу, бывшему тогда "Председателем верховного Совета мартинистского ордена"».
     Не случайно в антисемитском романе Е. А. Шабельской "Сатанисты XX века" (в гл. 1 части 3) упоминаются Папюс и Филипп: "оба они дали верховному санхедрину совет — сеять в России разврат и неверие всеми средствами", а газета Союза русского народа "Русское знамя" активно использовала в 1911 году неологизм "жидо-мартинисты", исходя из тождества мартинизма и "жидо-масонства".
     В третьем издании "Протоколов" С. А. Нилус использовал сведения и иллюстрации из книги Элифаса Леви "Dogme et Rituel de la Haute Magie" (Рaris, 1856), в частности, материал, посвящённый Таро. А "предсказательное Таро", тесно связанное с каббалой и "еврейскими тайнами", не могло, в свою очередь, не ассоциироваться с тем же Папюсом, автором книги "Le Tarot des Bohemiens le plus ancien livre du monde" (Раris, 1889), кстати, воспроизводившей и всю еврейскую графическую символику из книги Элифаса Леви. Книга же Папюса о Таро была переведена на русский язык и пользовалась популярностью. Не случайно именно портрет доктора Папюса С. А. Нилус поместил в своей книге, подписав: "Один из главных жрецов Сатанизма". "Мартинизм, — писал далее Нилус, — берёт своё непосредственное начало у еврейской каббалы, и ему принадлежит видная роль во всех ужасах Революции. <...> Пожизненным великим мастером мартинизма состоит всё тот же Папюс <...> Этот Папюс — один из опаснейших люцифериан нашего века". Впрочем, ещё в 1911 году в заметке "Орден мартинистов" некто Л. П. в связи с выходом в Петербурге брошюры "Орден мартинистов" прямо писал (писала?): "На обложке <...> расположен полукругом ряд таинственных латинских и древнееврейских слов, ещё выше изображён, по-видимому, знак ордена мартинистов в виде двух треугольников (щит Давида), перерезанных крестом и обведённых чёрным кругом. На первой странице портрет Папюса <...> Сей призывающий имя Христа Спасителя Папюс — французский еврей, настоящее имя его Гершко Энкосс".
     При этом необходимо подчеркнуть, что как Таро объединяло традиционные игральные карты с каббалой, так и в созданном СРА образе Таро объединились традиционная для русской культуры XVIII—XIX веков тема карт и карточной игры, гадательная мифология и древнееврейская мистика. Как и раньше, карты манифестировали взаимодействие случайного и закономерного, но только теперь "закономерное" получило новое — страшное — имя: мировой еврейский заговор. Сен-Жермен из "Пиковой дамы", выражаясь фигурально, стал евреем. Или, как выражались адепты СРА, "ожидовел".
     Иными словами, доктор Папюс был воспринят СРА как полномочный представитель "мирового еврейского правительства": он как бы занял место, опустевшее со смертью Дизраели — "всесильного колдуна", как назвала его Ханна Арендт. Не случайно антисемитический миф, создавший и популяризировавший "Протоколы", указывал (и, может быть, не без некоторых оснований) на политическое влияние, которое Папюс якобы оказывал на русского царя — сакральный центр православной государственности.
     Со ссылкой на "Русское знамя" (1911, № 9) В. Н. Терлецкий (лектор по "масонским вопросам" из Полтавы) распространял "основной миф": "В 1900 г. у Ольги Ивановны Мусиной-Пушкиной, жившей по Глухоозёрской ул., д. 5, существовала ложа мартинистов. Основана она была известным мошенником, шарлатаном Филиппсом, портрет которого стоял у Ол. Ив. на самом священном месте.
     <...> В этой ложе совершались посвящения в орден мартинистов, проделывались разные нагло-шарлатанские фокусы, а также бывали самые видные деятели <...> В эту ложу приезжал для проверки её деятельности и сообщений Ольге Ив. дальнейших инструкций (по разгрому России, как тогда говорили в ложе) из парижской ложи "Великий Восток" глава мартинистов Папюс, или Энкос, которому Ольга Ив. на собранные с членов ложи рубли поднесла золотой ковш. <...> Через Ольгу Ив. Филиппс и Энкос попали в высшие слои, откуда через непродолжительное время были изгнаны и в 24 часа удалены из России".
     Папюс стал точкой, в которой в контексте СРА пересеклись оккультизм, масонство, "жидо-масонские" притязания на политическую жизнь и люциферианство, разрушающее православие. Именно как синтетический персонаж, обросший множеством легенд, Папюс и был знаменит в России. В той ситуации он просто не мог не стать евреем и одним из руководителей мифического еврейского заговора, символом "могучих колец Израиля". Не случайно же Папюс послужил прототипом образа "джентльмена-разбойника" Эндера Мамюса, профессора оккультных наук, еврея из Парижа, появляющегося в третьей части антисемитского романа Эльзы Шабельской "Красные и чёрные" (издание газеты "Русское знамя", Спб., 1911—1913, Ч. 1—3).
 Стр. 9  Продолжение
(Книга Михаила Золотоносова.)



*------((((()))))------*

  
Hosted by uCoz