12.
Титулатура Папюса, в которой
упоминаются и две масонские ложи, и
каббала, и тетраграмма INRI (в
оккультизме сближавшаяся с
каббалистикой и тетраграммами RОТА,
ТАRО и ТОRА ), естественным образом
провоцировала особый интерес к
нему и "еврейское"
истолкование. Скажем, по одной из
версий, "Протоколы сионских
мудрецов" были подготовлены для
того, чтобы удалить от Николая II
гипнотизёра Филиппа, представителя
"жидо-масонов" и мартинистов;
доступ же ко двору был «открыт
Филиппу главным образом благодаря
доктору Папюсу, бывшему тогда
"Председателем верховного
Совета мартинистского ордена"».
Не случайно в антисемитском
романе Е. А. Шабельской
"Сатанисты XX века" (в гл. 1 части
3) упоминаются Папюс и Филипп:
"оба они дали верховному
санхедрину совет — сеять в России
разврат и неверие всеми
средствами", а газета Союза
русского народа "Русское
знамя" активно использовала в 1911
году неологизм
"жидо-мартинисты", исходя из
тождества мартинизма и
"жидо-масонства".
В третьем издании
"Протоколов" С. А. Нилус
использовал сведения и иллюстрации
из книги Элифаса Леви "Dogme et Rituel de
la Haute Magie" (Рaris, 1856), в частности,
материал, посвящённый Таро. А
"предсказательное Таро", тесно
связанное с каббалой и
"еврейскими тайнами", не могло,
в свою очередь, не ассоциироваться
с тем же Папюсом, автором книги "Le
Tarot des Bohemiens le plus ancien livre du monde" (Раris,
1889), кстати, воспроизводившей и всю
еврейскую графическую символику из
книги Элифаса Леви. Книга же Папюса
о Таро была переведена на русский
язык и пользовалась популярностью.
Не случайно именно портрет доктора
Папюса С. А. Нилус поместил в своей
книге, подписав: "Один из главных
жрецов Сатанизма". "Мартинизм,
— писал далее Нилус, — берёт своё
непосредственное начало у
еврейской каббалы, и ему
принадлежит видная роль во всех
ужасах Революции. <...>
Пожизненным великим мастером
мартинизма состоит всё тот же Папюс
<...> Этот Папюс — один из
опаснейших люцифериан нашего
века". Впрочем, ещё в 1911 году в
заметке "Орден мартинистов"
некто Л. П. в связи с выходом в
Петербурге брошюры "Орден
мартинистов" прямо писал
(писала?): "На обложке <...>
расположен полукругом ряд
таинственных латинских и
древнееврейских слов, ещё выше
изображён, по-видимому, знак ордена
мартинистов в виде двух
треугольников (щит Давида),
перерезанных крестом и обведённых
чёрным кругом. На первой странице
портрет Папюса <...> Сей
призывающий имя Христа Спасителя
Папюс — французский еврей,
настоящее имя его Гершко Энкосс".
При этом необходимо
подчеркнуть, что как Таро
объединяло традиционные игральные
карты с каббалой, так и в созданном
СРА образе Таро объединились
традиционная для русской культуры
XVIII—XIX веков тема карт и карточной
игры, гадательная мифология и
древнееврейская мистика. Как и
раньше, карты манифестировали
взаимодействие случайного и
закономерного, но только теперь
"закономерное" получило новое
— страшное — имя: мировой
еврейский заговор. Сен-Жермен
из "Пиковой дамы", выражаясь
фигурально, стал евреем. Или, как
выражались адепты СРА,
"ожидовел".
Иными словами, доктор Папюс
был воспринят СРА как полномочный
представитель "мирового
еврейского правительства": он
как бы занял место, опустевшее со
смертью Дизраели — "всесильного
колдуна", как назвала его Ханна
Арендт. Не случайно
антисемитический миф, создавший и
популяризировавший
"Протоколы", указывал (и, может
быть, не без некоторых оснований) на
политическое влияние,
которое Папюс якобы оказывал на
русского царя — сакральный центр
православной государственности.
Со ссылкой на "Русское
знамя" (1911, № 9) В. Н. Терлецкий
(лектор по "масонским
вопросам" из Полтавы)
распространял "основной миф":
"В 1900 г. у Ольги Ивановны
Мусиной-Пушкиной, жившей по
Глухоозёрской ул., д. 5, существовала
ложа мартинистов. Основана она была
известным мошенником, шарлатаном
Филиппсом, портрет которого стоял у
Ол. Ив. на самом священном месте.
<...> В этой ложе совершались
посвящения в орден мартинистов,
проделывались разные
нагло-шарлатанские фокусы, а также
бывали самые видные деятели <...>
В эту ложу приезжал для проверки её
деятельности и сообщений Ольге Ив.
дальнейших инструкций (по разгрому
России, как тогда говорили в ложе)
из парижской ложи "Великий
Восток" глава мартинистов Папюс,
или Энкос, которому Ольга Ив. на
собранные с членов ложи рубли
поднесла золотой ковш. <...> Через
Ольгу Ив. Филиппс и Энкос попали в
высшие слои, откуда через
непродолжительное время были
изгнаны и в 24 часа удалены из
России".
Папюс стал точкой, в
которой в контексте СРА
пересеклись оккультизм, масонство,
"жидо-масонские" притязания на
политическую жизнь и
люциферианство, разрушающее
православие. Именно как синтетический
персонаж, обросший множеством
легенд, Папюс и был знаменит в
России. В той ситуации он просто не
мог не стать евреем и одним из
руководителей мифического еврейского
заговора, символом "могучих
колец Израиля". Не случайно же
Папюс послужил прототипом образа
"джентльмена-разбойника"
Эндера Мамюса, профессора
оккультных наук, еврея из Парижа,
появляющегося в третьей части
антисемитского романа Эльзы
Шабельской "Красные и чёрные"
(издание газеты "Русское
знамя", Спб., 1911—1913, Ч. 1—3).
Стр. 9 Продолжение (Книга Михаила Золотоносова.) |