Тексты французского сюрреализма
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1924
Жак-Андре Буаффар, Поль Элюар,
Роже Витрак
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ НОМЕРУ
ЖУРНАЛА "СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ"
Процесс познания исчерпан,
интеллект не принимается больше в
расчёт, только грёза оставляет
человеку все права на свободу.
Благодаря грёзе смерть обретает
вполне ясный смысл и смысл жизни
становится безразличен.
По утрам в каждой семье
мужчины, женщины и дети, если им в
голову не приходит ничего лучшего,
рассказывают друг другу сны. Мы все
зависим от милости грёз, мы обязаны
грёзам, ощущая их власть, когда
бодрствуем. Это страшный тиран,
обряженный зеркалами и вспышками.
Что такое бумага и перо, что такое
письмо, что такое поэзия перед этим
гигантом, который держит своими
мышцами мускулы облаков? Вы
бормочете что-то заплетающимся
языком при виде змеи, не ведая о
мёртвых листьях и ловушках из
стекла, вы боитесь за своё
состояние, за своё сердце и свои
удовольствия, и вы ищете в тени грёз
математические знаки, которые
сделают вашу смерть более
естественной. Иные, и это пророки,
слепо направляют силы ночи к
будущему, заря говорит их устами, и
восхищённый мир ужасается или
поздравляет себя с праздником.
Сюрреализм открывает двери грёзы
всем тем, для кого ночь слишком
скупа. Сюрреализм — это
перекрёсток чарующих сновидений,
алкоголя, табака, кокаина, морфина;
но он ещё и разрушитель цепей; мы не
спим, мы не пьём, мы не курим, мы не
нюхаем, мы не колемся — мы грезим; и
быстрота ламповых игл вводит в наши
мозги чудесную губку, очищенную от
золота. О! Если бы кости раздулись,
как дирижабли, мы бы увидели
потёмки Мёртвого моря. Дорога — это
часовой, стоящий против ветра, она
обнимает нас и заставляет дрожать
при виде мерцающих рубиновых
очертаний. Вы, приклеенные к
отголоскам наших ушей, как
часы-спрут к стене времени, вы
придумываете бедные истории,
которые заставят нас беспечно
улыбаться. Мы не будем больше себя
беспокоить, и напрасно нам будут
повторять: идея движения прежде
всего инертна, и древо скорости
явится нам. Мозг крутится, как
ангел, наши слова — зёрна свинца,
убивающие птиц. Природа одарила вас
властью зажигать электричество в
полдень и стоять под дождем,
сохраняя в своих глазах солнце,
ваши акты — незаинтересованны, а
наши — нам пригрезились. Всё в мире
— перешёптывания, совпадения;
молчание и искра сами похищают своё
появление. Дерево, нагруженное
мясом, возникшим между камнями
мостовой, сверхъестественно
благодаря нашему удивлению; но,
едва мы закроем глаза, оно само
ожидает торжественного открытия.
Каждое открытие, изменяющее
природу, назначение предмета или
феномена, является
сюрреалистическим фактом. Между
Наполеоном и бюстом френологов,
которые его воспроизводят,
проходят все сражения Империи. Мы
далеки от мысли использовать эти
образы и изменять их в том
направлении, которое могло бы
заставить поверить в прогресс.
Чтобы показать, как после
дистилляции жидкости возникает
алкоголь, молоко или газ для
освещения, можно создать множество
вполне удовлетворительных образов
и ничтожных вымыслов. Никакой
трансформации не происходит,
однако тот, ещё невидимый, кто
пишет, будет считаться
отсутствующим. Одиночество Любви —
человек, впадающий в тебя,
совершает бесконечное и фатальное
преступление. Одиночество письма —
тебя невозможно познать
безнаказанно; твои жертвы,
зацепленные зубчатым колесом
жестоких звёзд, воскресают сами по
себе.
Вспомним о сюрреалистической
экзальтации мистиков,
изобретателей и пророков и пройдём
мимо. Впрочем, в этом журнале вы
найдёте хронику выдумки, моды,
жизни, изящных искусств и магии.
Мода будет рассматриваться здесь в
зависимости от притяжения белых
букв к ночной плоти, жизнь — в
зависимости от деления дня и
запахов, изящные искусства — в
зависимости от конька на крыше,
который говорит "гроза"
колоколам столетних кедров, и магия
— в зависимости от движения сфер в
глазах слепцов.
Автоматы уже размножаются и
грезят. В кафе они сразу просят
что-нибудь для письма, мраморные
вены — это графика их побега, и их
машины одиноко едут в Лес.
Революция... Революция...
Реализм — это подрезать деревья,
сюрреализм — это подрезать жизнь.
---------------v -----------------------------V Источник: "Антология французского сюрреализма" (издательство "ГИТИС", Москва, 1994г.)
Архив 13 14 15
|