Тексты французского сюрреализма

----------------------------------------------------------------------------------------------------

1924

Жак-Андре Буаффар, Поль Элюар, Роже Витрак

ПРЕДИСЛОВИЕ
К ПЕРВОМУ
НОМЕРУ ЖУРНАЛА
"СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"

     Процесс познания исчерпан, интеллект не принимается больше в расчёт, только грёза оставляет человеку все права на свободу. Благодаря грёзе смерть обретает вполне ясный смысл и смысл жизни становится безразличен.
     По утрам в каждой семье мужчины, женщины и дети, если им в голову не приходит ничего лучшего, рассказывают друг другу сны. Мы все зависим от милости грёз, мы обязаны грёзам, ощущая их власть, когда бодрствуем. Это страшный тиран, обряженный зеркалами и вспышками. Что такое бумага и перо, что такое письмо, что такое поэзия перед этим гигантом, который держит своими мышцами мускулы облаков? Вы бормочете что-то заплетающимся языком при виде змеи, не ведая о мёртвых листьях и ловушках из стекла, вы боитесь за своё состояние, за своё сердце и свои удовольствия, и вы ищете в тени грёз математические знаки, которые сделают вашу смерть более естественной. Иные, и это пророки, слепо направляют силы ночи к будущему, заря говорит их устами, и восхищённый мир ужасается или поздравляет себя с праздником. Сюрреализм открывает двери грёзы всем тем, для кого ночь слишком скупа. Сюрреализм — это перекрёсток чарующих сновидений, алкоголя, табака, кокаина, морфина; но он ещё и разрушитель цепей; мы не спим, мы не пьём, мы не курим, мы не нюхаем, мы не колемся — мы грезим; и быстрота ламповых игл вводит в наши мозги чудесную губку, очищенную от золота. О! Если бы кости раздулись, как дирижабли, мы бы увидели потёмки Мёртвого моря. Дорога — это часовой, стоящий против ветра, она обнимает нас и заставляет дрожать при виде мерцающих рубиновых очертаний. Вы, приклеенные к отголоскам наших ушей, как часы-спрут к стене времени, вы придумываете бедные истории, которые заставят нас беспечно улыбаться. Мы не будем больше себя беспокоить, и напрасно нам будут повторять: идея движения прежде всего инертна, и древо скорости явится нам. Мозг крутится, как ангел, наши слова — зёрна свинца, убивающие птиц. Природа одарила вас властью зажигать электричество в полдень и стоять под дождем, сохраняя в своих глазах солнце, ваши акты — незаинтересованны, а наши — нам пригрезились. Всё в мире — перешёптывания, совпадения; молчание и искра сами похищают своё появление. Дерево, нагруженное мясом, возникшим между камнями мостовой, сверхъестественно благодаря нашему удивлению; но, едва мы закроем глаза, оно само ожидает торжественного открытия.

     Каждое открытие, изменяющее природу, назначение предмета или феномена, является сюрреалистическим фактом. Между Наполеоном и бюстом френологов, которые его воспроизводят, проходят все сражения Империи. Мы далеки от мысли использовать эти образы и изменять их в том направлении, которое могло бы заставить поверить в прогресс. Чтобы показать, как после дистилляции жидкости возникает алкоголь, молоко или газ для освещения, можно создать множество вполне удовлетворительных образов и ничтожных вымыслов. Никакой трансформации не происходит, однако тот, ещё невидимый, кто пишет, будет считаться отсутствующим. Одиночество Любви — человек, впадающий в тебя, совершает бесконечное и фатальное преступление. Одиночество письма — тебя невозможно познать безнаказанно; твои жертвы, зацепленные зубчатым колесом жестоких звёзд, воскресают сами по себе.
     Вспомним о сюрреалистической экзальтации мистиков, изобретателей и пророков и пройдём мимо. Впрочем, в этом журнале вы найдёте хронику выдумки, моды, жизни, изящных искусств и магии. Мода будет рассматриваться здесь в зависимости от притяжения белых букв к ночной плоти, жизнь — в зависимости от деления дня и запахов, изящные искусства — в зависимости от конька на крыше, который говорит "гроза" колоколам столетних кедров, и магия — в зависимости от движения сфер в глазах слепцов.
     Автоматы уже размножаются и грезят. В кафе они сразу просят что-нибудь для письма, мраморные вены — это графика их побега, и их машины одиноко едут в Лес.
     Революция... Революция... Реализм — это подрезать деревья, сюрреализм — это подрезать жизнь.

---------------v
-----------------------------V
Источник: "Антология французского сюрреализма" (издательство "ГИТИС", Москва, 1994г.)

Архив  13 14 15


Hosted by uCoz