По поводу "Бесконечного тупика"

(продолжение)
<···> "Я вам приведу простой пример. Представьте, что два приятеля идут ночью, и вдруг на них нападают десять человек. Если эти негодяи отрезывают одного из них, что другому остаётся? - броситься на помощь он не может; если он бросится бежать, разве он предатель?" Здесь даже редакция ленинского собрания сочинений не выдержала и осмелилась (единственный раз на протяжении 55 томов) внести коррективы. В примечании написано: "В стенограмме, по-видимому, неточная запись; следует читать: "разве он не предатель". Но внесение "не" контекстуально невозможно, бессмысленно. Тут просто "дрогнули", нервишки не выдержали. Это сейчас! Да ещё у каких людей!! А тогда от речей Ленина с ума сходили, не могли поверить, что такое вообще бывает, что такое можно говорить и можно ТАК говорить.

Бес смертный
Главный заказчик и его мысли о кастетах, кипятке и кислоте, а также о Боге, Гегеле, Достоевском, а ещё об уме, чести и совести партии
    "Всякий боженька есть труположество…"
    В. И. Ленин
    "Бога жалко! Сволочь идеалистическая!" (о Гегеле)
    В. И. Ленин
    "Морализирующая блевотина" (о Достоевском)
    В. И. Ленин
    "Титан революции" (о Нечаеве)
    В. И. Ленин
    "Каждый хороший коммунист есть в то же время агент ЧК"
    В. И. Ленин
    "Свобода слова? - Мы самоубийством кончать не собираемся"
    В. И. Ленин
    "Я считаю, что на всех, кто хочет колебать марксизм, надо лепить бубновый туз, даже не разбираясь <…>. Ничто в марксизме не подлежит ревизии. На ревизию один ответ - в морду"
    В. И. Ленин
Вот вам точный автопортрет нашего персонажа. Добавьте ещё его же слова: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". Истинный смысл этих слов и раскрывается в эпиграфах.

<···>

От Хрущёва до Горбачёва. Открылись глаза на Сталина и ещё более ослепли на Ленина

После 56-го года (XX съезд) у большинства моих сверстников открылись глаза на Сталина, но, как ни странно, ещё больше ослепли на Ленина. От Хрущёва до Горбачёва (19 лет) продолжался период, который в целом был назван "возвращением к ленинским нормам".
<···> Я не имею права писать дальнейшее, если не признаюсь в том, что сам чувствую себя невольным соучастником прежних злодеяний, потому что со многим соглашался.
Спасались красивыми цитатами из Ленина. И многие свято верили (да и сегодня верят) в его слова: "Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи". Вдохновенно повторяли вслед за ним: "Ни слова на веру, ни слова против совести". А заговорил он так к концу жизни, потому что [приносившие немало выгоды] "всё дозволено", "право на бесчестье" (Достоевский) <···> [применялись] раньше только к "классовому врагу" [(вроде бы)]. Но вдруг выяснилось, что это заразило и партию. Он сам всех своих и заразил, а потом спохватился. Да поздно уже было. Те слова мы повторяли, другим же его словам не придавали значения - "Тех, кто верит политикам на слово, надо объявить дурачками", - а поэтому и сами оказались дурачками.
<···>

"Сверхнаглость" как политическое кредо

Есть сотни, тысячи фактов, которые заставляли людей нашего поколения "прозревать" в отношении Ленина. Вот лишь некоторые.
Убийство царской семьи, июль 18-го. <···> А. А. Иоффе, наш дипломат, был в это время в Берлине. Ему, естественно, задавали вопросы о судьбе царицы и детей. Совет Ленина: "Пусть Иоффе ничего не знает, ему там, в Берлине, легче врать будет (курсив мой. - Ю. К.)".
<···> Одни работают пером, другие - топором, но то, что написано пером одних, доделывается топором других. В таком "разделении труда" скрыты двоякий соблазн и двоякая опасность: они делают одно и то же дело, но вдохновитель облегчает себе свой "труд" именно тем, что он не исполнитель, а исполнитель - тем, что он не вдохновитель. Один сохраняет "чистыми" свои руки, другой - совесть. Безответственность и энтузиазм вождей и толпы (вернее, безответственный энтузиазм) увеличиваются в геометрической прогрессии. И этот молчаливый сговор приводит к неминуемой катастрофе. Все "чисты", а в итоге - всеобщая грязь и кровь.
[Ленин:] <···> "Мы перевели латинское выражение - "Экспроприаторов экспроприируют…" - на простой, всем понятный язык: "Грабь награбленное!"". Бросить такой лозунг в России в тёмную, забитую [(кем "забитую"? "эксплуататорскими классами"?)] массу, возвести прямой грабёж в ранг высшей революционной добродетели...
<···>
Письмо Ленина Чичерину, 25 февраля 22-го (инструкция для переговоров с Западом): "Действительное впечатление можно произвести только сверхнаглостью".
1920 год: Ленин рекомендует воспользоваться проникновением банд "зелёных" на нашей западной границе: "Под видом "зелёных" (мы потом на них и свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 р. за повешенного".
Ленин - Молотову, 19 марта 22-го ("совершенно секретно"). Приказ подавить сопротивление духовенства "с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий".
<···>
Одним из самых любимых героев Ленина был знаменитый С. Г. Нечаев, прототип Петра Верховенского в романе Ф. М. Достоевского "Бесы". Из воспоминаний Бонч-Бруевича: "В. И. нередко заявлял о том, <···> какой ловкий трюк проделали реакционеры с Нечаевым с лёгкой руки Достоевского. "Совершенно забывают, - говорил В. И., - что Нечаев обладал особым талантом организатора, умением всюду устанавливать особые навыки конспиративной работы. Умел свои мысли облачать в такие потрясающие формулировки, которые оставались памятны на всю жизнь. Достаточно вспомнить его ответ в одной листовке, когда на вопрос: "Кого же надо уничтожить из царствующего дома?" - Нечаев даёт точный ответ: "Всю большую ектенью". Ведь это сформулировано так просто и ясно, что понятно для каждого человека, жившего в то время в России, когда православие господствовало, когда огромное большинство так или иначе, по тем или иным причинам бывали в церкви и знали все, что на великой, на большой ектенье вспоминается весь царствующий дом, все члены дома Романовых. "Кого же уничтожить из них?" - спросит себя самый простой читатель. "Да весь дом Романовых!" - должен он <···> дать себе ответ. Ведь это просто до гениальности!" (Курсив мой. - Ю. К.) Ленин называл его "титаном революции", одним из самых пламенных революционеров…"
А вот что говорил Ленин о Достоевском: "На эту дрянь у меня нет свободного времени". "Морализирующая блевотина", "Покаянное кликушество" (о "Преступлении и наказании"). "Пахучие произведения" (о "Братьях Карамазовых" и "Бесах"). "Явно реакционная гадость, подобная "Панургову стаду" Крестовского <…> Перечитал книгу и швырнул в сторону" (о "Бесах").
""Братьев Карамазовых" начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило".
Бешенство, бешенство, бешенство… А на самом деле эта бешеная ненависть не что иное, как морально-идейная трусость. Разбивает зеркала, узнав себя.
Не устану напоминать: "Всякий боженька есть труположество". Какова художественная образность. Какова эстетика. Каково сверхпатологическое грязное воображение.
А вот ещё ленинский приказ 1921 года: "Из числа пускаемых в свободную продажу в Москве изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу". Насколько у него маниакально застряло омерзительное сравнение <···>…
А вот вам ещё задушевные мысли, заметки Ленина для себя на полях Гегеля: "Материалист возвышает знание материи, природы, отсылая бога и защищающую его философскую сволочь в помойную яму. <…> Пошло-поповская идеалистическая болтовня о величии христианства (с цитатами из Евангелия!!). Мерзко, вонюче! <…> Бога жалко!! сволочь идеалистическая!!"
<···> Из таких задушевных заметок для себя и родились впоследствии "совершенно секретные" приказы о физических расправах, тоже очень задушевные и тоже для себя, для своих; и чем более задушевные, чем более для себя, для своих, тем более "совершенно секретные". Эти бешеные внутренние взрывы Ленина на полях Гегеля, в письме к Горькому (о труположестве) неизбежно аукнутся 5 декабря 1931-го взрывом храма Христа Спасителя, взрывами десятков тысяч других храмов, тюрьмой, расстрелом сотен тысяч людей.
А победи "мировая революция", взорвали бы и собор Святого Петра в Риме? Собор в Милане? Парижский Нотр-Дам? Кёльнский собор? И церковь на Нерли? [(Для взрыва на впадающей в Клязьму Нерли разве мировая революция требовалась?)] Все соборы, во всех странах?..
<···>
Ещё одна чеканная формула Ленина: "хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист". <···> (Позже А. Микоян "разовьёт" Ленина, прямо заменив слово "коммунист" на "каждого советского человека".) "Единственно научное" определение диктатуры пролетариата, по Ленину, предполагает, требует, приказывает отрицание всей и всякой законности, прямое насилие. <···>
Кастетом в висок. Кипяток на голову. Кислота в лицо… "Великий философ и стратег" пишет это в анонимных листовках ещё в октябре 1905 года. И это всё не уголовщина. И "эксы" - не уголовщина. Это, товарищи, всё необходимые целесообразные средства для нашей самой великой цели… А через 18-20 лет [(от 1905-го можно было и точнее отсчитать...)] приказывает бомбить восставших против зверского насилия большевиков крестьян, бомбить с самолётов, окуривать химическими [(боевыми)] газами… Бешенство, бешенство, бешенство…
Невольный вопрос: а сам, сам бы мог вот так, кастетом в висок, кипятком на голову, кислотой в лицо? А сам бы мог поехать в Екатеринбург, спуститься в подвал Ипатьевского дома и перестрелять заключённых, глядя им прямо в глаза, начиная с царя и царицы и кончая дочерьми и мальчиком, да ещё и врачом? <···> Сделать контрольные выстрелы, да ещё прощупать на всякий случай убиенных штыками между рёбер. А потом, сорвав драгоценности и раздев убитых догола, облив кислотой, бросить в штольню и засыпать землёй…
Нет, пусть это делают те, кто считается "мясом революции". А он - лишь высший мозг, высшая честь, высшая совесть. А он - "самый человечный человек". <···>
<···>

<···>
<···> Самое забавное, наверное, видеть недавно вернувшегося в лоно церкви верного ленинца, первого секретаря РКП [(КПРФ)] в храме Христа Спасителя со свечкой, а потом ещё его же и в мавзолее Ленина <···>. <···> Интересно только знать, крестится ли он там, в мавзолее, и перекрещивает ли там любимого вождя. <···>…

<···>

Юрий КАРЯКИН

Напоследок кое-что из подборки ленинских изречений, сделанной Венедиктом Ерофеевым:
<···>
Шмидту, Троцкому, Цурюпе, Шляпникову, Рыкову, Томскому:
"Прошу Вас собрать совещание наркомов - об оздоровлении фабрик и заводов путём сокращения количества едоков" (2 апреля 1921).
<···>
В Главное управление угольной промышленности:
"Имеются некоторые сомнения в целесообразности применения врубовых машин. Тот производственный эффект, который ожидает от применения врубовых машин тов. Пятаков, явно преувеличен. Киркой лучше и дешевле" (август 1921).
В комиссию Киселёва:
"Я решительно против всякой траты картофеля на спирт. Спирт можно и должно делать из торфа. Надо это производство спирта из торфа развить" (11 сентября 1921 года).
Это напоминает нам деловую записку от 26 августа 1919:
"Сообщите в Научно-пищевой институт, что через три месяца они должны предоставить точные и полные данные о практических успехах выработки сахара из опилок".

Ну, это ладно. Воображаю, как вытягивалась морда у наркома просвещения Анатолия Луначарского, когда он получал от вождя такие депеши:
"Все театры советую положить в гроб" (26 августа 1921).
<···>
"Какие вопросы Вы признаёте важнейшими, а какие - ударными? Прошу краткого ответа" (8 апреля 1921).
Для Политбюро ЦК РКП(б):
"Узнал от Каменева, что СНК единогласно принял совершенно неприличное предложение Луначарского о сохранении Большой Оперы и Балета" (12 января 1922).

Раздражение ещё вызывают поэт Маяковский и Народный комиссариат юстиции.
Тов. Богданову:
"Мы ещё не умеем гласно судить за поганую волокиту, за это весь Наркомюст сугубо надо вешать на вонючих верёвках. И я ещё не потерял надежды, что всех нас когда-нибудь за это поделом повесят" (23 декабря 1921).
Тов. Сокольникову:
"Не спит ли у нас НКЮст? Тут нужен ряд образцовых процессов с применением жесточайших кар. НКЮст, кажись, не понимает, что новая экономическая политика требует новых способов, новой жестокости кар. С коммунистическим приветом. Ленин" (11 февраля 1922).
<···>


Архив  279 280 281
Hosted by uCoz