Тексты французского сюрреализма
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1925
Антонен Арто
МАНИФЕСТ, НАПИСАННЫЙ ЯСНЫМ ЯЗЫКОМ
Роже Витраку
Если я не верю ни во зло, ни в
добро, если я ощущаю в себе
наклонности к разрушению, если нет
такой системы принципов,
разумность которой я мог бы
принять, то причина этого заключена
в моей плоти. |
|
* * *
Я разрушаю, поскольку для
меня не годится всё, что проистекает
из разума. Я верю теперь лишь в
свидетельство того, что возбуждает
мои жизненные соки, а не того, что
обращено к моему разуму. Я
обнаружил различные этажи в
области нервной энергии. Сейчас я
чувствую себя способным различать
разные свидетельства. Для меня
существует и некое свидетельство в
области чистой плоти, и оно не имеет
никакого отношения к свидетельству
разума. Вечный конфликт между
сердцем и разумом проявляется и в
самой моей плоти, однако это плоть,
питаемая нервами. Образ,
предлагаемый моими нервами в
области непостижимо аффективного,
обретает форму самой высокой
интеллектуальности, и я
отказываюсь лишать его этой формы.
Именно так я способствую
формированию концепции, несущей в
себе самой внезапное сияние вещей,
настигающее меня шумом творения. Ни
один образ не удовлетворяет меня,
если только он не является
одновременно Познанием, если он не
несёт в себе как свою ясность, так и
свою сущность. Мой усталый дух
дискурсивного разума стремится
попасть в шестерёнки некой новой
абсолютной гравитации. Это, как я
представляю себе, есть высшая
форма, в образовании которой
участвуют только Законы Алогичного
и в которой одерживает победу
обнаружение нового Смысла. Это
Смысл, затерянный в беспорядочной
сумятице наркотиков, Смысл,
помогающий образу глубже
постигнуть противоречивые
фантазии сна. Этот Смысл есть
победа духа над самим собой, смысл,
хотя и не сводимый к простым
составляющим рассудка, но всё же
существующий, хотя и внутри духа. Он
есть порядок, он есть понимание, он
есть знание хаоса. Даже хаос нельзя
принимать как нечто само собой
разумеющееся, его приходится
истолковывать; когда же его
толкуешь, он исчезает. Он
составляет логику Алогичного. И тем
самым всё сказано. Моё ясное и
прозрачное безрассудство не боится
этого хаоса.
* * *
Я не отказываюсь ни от
одного явления Духа. Я лишь хочу
переместить свой дух в иные
пространства — вместе со всеми его
иконами и всеми его органами. Я не
отдаюсь сексуальному автоматизму
духа; напротив, я пытаюсь выделить в
этом автоматизме такие открытия,
которых не даёт мне ясный рассудок.
Я отдаюсь лихорадке снов, но лишь
затем, чтобы вывести из неё новые
законы. Я ищу множества, тонкости,
интеллектуального взгляда внутри
горячечного безумия, а вовсе не
случайных пророчеств. Есть тут
острый нож, о котором я никогда не
забываю.
* * *
Но этот нож, наполовину
погружённый в сновидения, — это
нож, который я держу вонзённым
внутрь самого себя, нож, которому я
не позволяю приблизиться к границе
своих ясных чувств.
* * *
То, что принадлежит сфере
образа, не сводимо к построениям
разума и должно оставаться внутри
образа под угрозой своего полного
уничтожения.
Но всякий раз образ содержит
некую долю разумности, в мире
воображаемой жизненности есть и
более ясные образы.
В бессознательном копошении
духа есть многообразный и
блистательный внутренний крепёж,
присущий животным. Это
бесчувственная, но мыслящая
аморфность управляет всем
сообразно законам, которые она
извлекает изнутри себя самой, — на
границе слияния ясного разума и
сознания, разума преодолённого.
* * *
В возвышенной сфере образов
иллюзия как таковая, то есть
настоящая ошибка, не существует
вовсе, — по той веской причине, что
тут присутствует иллюзия сознания;
но по ещё более веской причине
смысл нового осознания может и
должен снисходить до реальной
жизни.
Истина жизни заключена в
импульсивности материи. Дух
человеческий заболевает,
окружённый этими понятиями. Не
требуйте от него
удовлетворённости, требуйте, чтобы
он пребывал в спокойствии, веруя в
своё назначение. Одна лишь Вера
бывает поистине спокойной.
---------------v -----------------------------V Источник: "Антология французского сюрреализма" (издательство "ГИТИС", Москва, 1994г.)
Архив 17 18 19
|