По поводу "Бесконечного тупика"

(продолжение)
<···> Евреи говорят: "Да не было никакой лужи, забудь". - "Нет, была. Как же забыть. Я помню, меня толкнули. Тогда, в выходной день. И все смеялись, а потом забыли. А я помню". - "Во-от, правильно. Эти ублюдки ногтя твоего не стоят". - "Нет, не правильно. Меня толкнули, и я виноват. А больше и нет никого. Я и лужа". - "Да кто же так, в луже, живёт? И разве так в луже живут?" - "Живу как умею. Учиться не у кого. Приходится своим умом-с".
Г. В. Сегалин об аутистическом мышлении ("Общая симптоматология эвроактивных (творческих) приступов", 1926 г. [(пришлось биться то ли с последствиями возможной дислексии автора, то ли с плодами некоего глубоко аутистического состояния, автора обуявшего: косноязычен он местами чудовищно)]):

<···>

<···> Как известно, Bleuler аутизмом обозначает то своеобразное психическое состояние, когда человек, вследствие его психического расщепления личности, оторван от реальной жизни настолько, что находится в противоречии к этой реальной жизни.

Под аутистическим же мышлением Bleuler обозначает то состояние, когда человек даёт волю фантазии (в мифологии, во сне, в некоторых болезненных состояниях), причём мысль здесь настолько отрывается от действительности и не желает (или не может) знать эту действительность, что она не обращает внимания на противоречие с действительностью, а следует исключительно цели, поставленной инстинктом и аффектами.

Например, ребёнок или взрослый мечтает наяву и воображает себя героем, изобретателем и держит себя таковым, в то время как в действительности этого нет. Действительность находится в противоречии с таким мышлением, и она не только игнорируется, но прямо активно отбрасывается, вообще больше не мыслится.

В более рассудительных формах аутистического мышления, особенно в мечтах наяву, действительные соотношения только отчасти отбрасываются или перерабатываются, и только в исключительных случаях образуются нелепые сочетания идей; тем свободнее зато распоряжаются материалом представлений сон, шизофрения, отчасти и мифология. Тут аутизм доходит до полного растворения самых обыкновенных понятий.

Вообще символы при аутистических переживаниях употребляются вместо действительных понятий, различные понятия сводятся (сгущаются) часто в одно понятие.

<···>

Аутистические переживания, однако, имеют громадную эвропатологическую ценность. А именно в следующих случаях:

1) Там, где интеллект ищет новые пути для исследования и изобретения, он должен в известном смысле сбросить [(отбросить)] обычные пути и формы мышления и вообразить себя в новых, до сих пор неизведанных положениях. <···> Творческие гипотезы, аналогии, противоречивые сопоставления и парадоксы, выдвинутые фантастические проблемы, научные утопии и прочее и прочее <···> [суть] именно результат такой потребности аутистического мышления в тот момент, когда реальное знание ещё недостаточно в этой области. И ни одно реальное открытие как в науке, так и в других областях не обходилось и не обойдётся без этих аутистических переживаний. Всё наше реальное знание и изобретения науки и техники имеют своими предтечами <···> [плоды] аутистического мышления. Так, например, научным основам химии предшествует <···> алхимия, основанная на фантазиях аутистического мышления. <···>

Таким образом, творческие наклонности человека заставляют его прибегать к аутистическому мышлению там, где реальное знание наше неполно, а практическая потребность <···> побуждает <···> к тем или иным подсобным формам мышления, чтоб найти пути для углубления знания. Но как только наше реальное знание обогащается, тотчас же аутистические пути оставляются. [(В немалой степени.)]

2) Там, где реальная действительность тяжела и несносна и [(или)] есть стремление поставить [(поместить)] себя в <···> лучшую действительность, возникают аутистические образы и представления, мечты наяву, фантастическая реальность, <···> состояние Pseudologia phantastica, <···> художественное творчество всех видов: аутизм словесных образов и представлений (поэзия, литературные формы творчества), аутизм пластический и изобразительно-красочный (живопись, скульптура), аутизм звуковых переживаний (музыка) и т. д.

3) Там, где различные одновременные представления (resp. идеи, образы) в свете логики опытного мышления не сходятся в нечто единое и синтетическое, <···> аутистическое мышление соединяет все эти противоречивые представления <···>, так что <···> противоречия эти, соединившись хотя бы в нечто утопическое, невозможное, <···> создают для творческой мысли <···> новые возможности и перспективы. [(По-моему, этот третий случай есть только частность случая первого (см. по пунктам).)]

<···>

<···> Таким образом, такой творческий аутизм есть, по существу говоря, одна из наиболее распространённых форм “интуиции”, в особенности среди живописцев и вообще среди людей художественного творчества. <···> Здесь мы будем говорить об аутистической форме интуиции.

Слово “интуиция”, обычно понимаемое в туманно-метафизическом смысле “ясновидения”, понимается нами иначе. Если проанализируем [творческую] <···> интуицию с чисто психопатологической точки зрения, то это явление [(интуиция)] есть ни более ни менее как обыкновенное “видение” <···>. Но под влиянием шизоидированного восприятия <···>. <···>

Здесь <···> новое восприятие [чего-либо] не синтезируется со старым опытом этого процесса. Здесь “видеть” предмет не есть “узнавать” этот предмет, т. е. предмет воспринимается не как уже виденное, а как нечто новое <···>. <···> Это переживание есть не более и не менее как одна из форм аутизма <···>.

Пример аутистической интуиции представляет из себя [(собой)] интуиция живописцев-импрессионистов.

Импрессиониста <···> не интересует реальный, “фотографический” внешний мир, он для него кажется пошлым, неинтересным - и потому неинтересным, что он вызывает в нём привычные ассоциации и представления узнавания. Но как только тот же импрессионист на тот же объект внешнего мира - скажем, на тарелку с фруктами - посмотрит <···> “шизоидными глазами”, то вследствие этого он потеряет контекст привычного узнавания <···> обычных фруктов и начнёт воспринимать [их] <···> как новое, “неузнанное”, как будто до сих пор никогда не виденное, - “интуитивно”. У живописцев есть свой термин для такого рода воспринимания внешнего мира. Они говорят - “наивно видеть”, т. е. видеть глазами, отбросившими опыт прежних восприятий, видеть <···> глазами ребёнка (или дикаря) <···>. <···> Такова аутистическая интуиция (в отличие от других форм интуиции - гипермнестической, галлюцинаторной, иллюзорной и т. д.). По существу говоря, аутистическая интуиция есть амнестическая интуиция, т. к. в этом процессе расщепления у данной личности происходит амнезия <···> [прежних восприятий] предметов (амнезия по отношению к контексту реального [(привычного)] узнавания). <···> Амнестическая интуиция есть противоположный процесс гипермнестической интуиции [(есть противоположный гипермнестической интуиции процесс)]. При гипермнестической интуиции происходит “ясновидение” благодаря мобилизации и обострению всей скрытой памяти, всех скрытых комплексов, а потому контекст обостряется [("заостряется", детализируется)]; здесь же, при амнестической интуиции, контекст расщепляется [(размывается)] <···>. В другом отношении амнестическая интуиция есть процесс, противоположный déjà vu. Если в переживаниях déjà vu переживается иллюзия “уже виденного” (т. е. невиденное кажется виденным), то здесь, в амнестической (resp. аутистической) интуиции, наоборот, виденное кажется невиденным.

Творческая личность, находясь в таком состоянии (т. е. в состоянии, когда она переживает эту амнестическую (resp. аутистическую) интуицию), “не узнаёт” окружающего, отрывается от него настолько, что окружающими [людьми поведенческие особенности данной личности начинают характеризоваться] <···> как “рассеянность”, как “забывчивость” или как “чудачество”. Многочисленные примеры, известные в литературе, относимые к “чудачествам” и “странностям”, “рассеянности” и “забывчивости” великих людей, есть именно эти состояния аутизма в моменты <···> переживания <···> амнестической интуиции. <···>

<···>


Архив  355 356 357
Hosted by uCoz