По поводу "Бесконечного тупика"

(продолжение)
<···> Чехов писал о пробитом сквозь сахалинские скалы туннеле: "Рыли его не посоветовавшись с инженером, без затей, и в результате вышло темно, криво и грязно. Сооружение это стоило очень дорого, но оно оказалось ненужным... На этом туннеле превосходно сказалась склонность русского человека тратить последние средства на всякого рода выкрутасы, когда не удовлетворены самые насущные потребности".

Антон Первушин
Антикосмизм на марше

<···>

Настоящую статью меня побудило написать то удручающее положение, в котором сегодня находится наша космическая отрасль. Да, с экранов телевизоров нам постоянно говорят об очередных (чуть ли не ежедневных) запусках ракет, о выводе спутников на орбиту и полётах космонавтов к Международной космической станции (МКС) — вроде бы беспокоиться не о чем. Однако при внимательном изучении этих победных реляций (а кто их изучает внимательно, кроме специалистов?) можно обнаружить, что речь прежде всего идёт о запусках военных ракет, о выводе на орбиту иностранных коммерческих спутников, о полётах космонавтов с целью обеспечения зарубежных космических программ. Мы остаёмся «великой космической державой», но в этом определении уже чувствуется некая фальшь, стремление навести макияж на разлагающийся труп. Реальность же такова, что российская космонавтика из наукоёмкой и высокотехнологичной отрасли превращается в сферу услуг. Подобно тому как многие другие предприятия перепрофилируются, уходя из сферы производства товаров в сферу поставок голого сырья, космические корпорации занимаются исключительно развитием средств выведения — то бишь совершенствованием советских ракет, с помощью которых можно заработать копеечку, привлекая потенциального заказчика низкой стоимостью запуска и высокой надёжностью его результата.

Однако настоящая космонавтика не ограничивается запусками — с них она только начинается. Что вы слышали о российских космических аппаратах, исследующих планеты Солнечной системы?2 А знаете ли вы, что у России больше нет разведывательных и метеорологических спутников?3 А как вам понравится новость, что половина выпускников российских вузов, специализирующихся на подготовке новых кадров для космонавтики, уезжает за рубеж, а другая половина занимается чем угодно, но только не <···> [тем, чему обучалась]?4 Тут кто-то собирался на Марс? На чём полетим? Кто будет работать над обеспечением этого полёта?..

Но не это самое ужасное. Уход ракетно-космических корпораций в чистую коммерцию (с благословения нашего весёлого государства, кстати) привёл к тому, что в России как-то сама собой исчезла нужда в популяризации космонавтики. Мол, денег на запуски заинтересованные лица и так дадут, а населению о наших делах знать необязательно. Коммерческая тайна. Военная тайна. Историю космонавтики тоже лучше не изучать, ведь выяснится, что Сталин, Хрущёв и Брежнев были не только тупыми кровожадными тиранами, угнетавшими народы Советского Союза, но и руководителями, всячески способствовавшими тому, чтобы эти народы стали первопроходцами космоса. Как следствие — старые книги о космонавтике исчезли с прилавков, новых никто не пишет, школьники с трудом могут вспомнить, кто такие Гагарин и Королёв, в новых учебных планах нет даже астрономии [как отдельного предмета] (её соединили с физикой), а народ от мала до велика черпает сведения о новейших космогонических открытиях из газет типа «Оракул» и «Аномальные новости». Ещё есть дорогущие голливудские фильмы, создатели которых не в ладах не только с историей, но и с элементарными законами природы, а потому выдают на гора такое количество визуальной белиберды, что у зрителей утрачиваются последние представления о том, как устроена Вселенная и что реально нужно для её изучения-освоения. [(Ладно, тут многовато эмоций (пора уже всем понять, что везде и всегда средний обыватель в ситуации ничем не отягощённого выбора между "сложным" и "простым" выберет самое примитивное или вообще напьётся).)]

Зато пышным цветом расцвёл антикосмизм. Что это такое? А это мнение довольно большой группы наших сограждан, которые считают, что человечеству (и особенно — России) космонавтика не нужна, что пора прикрыть эту отрасль, направив высвободившиеся деньги в социальные программы. Они почему-то абсолютно уверены, что высвободившиеся деньги будут направлены именно в социальные программы, а не потрачены на строительство десятков роскошных дач на Рублёвском шоссе, а потому с пылом, достойным лучшего применения, излагают окружающим свою позицию, со временем превратив её в самую настоящую «идеологию антикосмизма».

И всё бы ничего (при нашем плюрализме любой имеет право громогласно озвучивать своё личное мнение по любому вопросу), однако на фоне придушенного молчания тех, кто когда-то отстаивал необходимость освоения космического пространства, эти безапелляционные заявления выглядят почти как официальная позиция государства по вопросу перспектив национальной космической программы. В том смысле, что никаких перспектив у неё нет.

При этом реклама антикосмизма является лишь частью мощного процесса по превращению нашего государства в дремучую страну «третьего мира» — с малограмотным населением, не способную освоить и создавать технологии XXI века, безнадёжно отставшую в конкурентной борьбе за рынки сбыта [подавляющего большинства товаров], а потому невероятно уязвимую и послушную чужой воле.

Как и весь этот процесс, антикосмизм многолик и проявляет себя в самых разных областях: в науке и в идеологии, в экономике и в литературе. <···>

<···>

Идеологический антикосмизм

Идеологический антикосмизм существовал ещё до появления теоретической космонавтики. Всегда находились достаточно учёные и умные люди, которые считали, что человечеству незачем смотреть на небо и мечтать о полётах. Идеологию антикосмизма проповедовали и продолжают проповедовать самые различные конфессии, ведь Господь Бог, как известно, создал Землю плоской, а сверху возвёл чёрный свод, на котором приколотил золотые звёздочки серебряными гвоздиками.

<···>

<···> В тридцатые годы <···> доказывалось, что космонавтика отвлекает молодёжь от насущных проблем построения коммунизма12, но Сталин написал приветственную телеграмму Циолковскому, в которой выразил свою поддержку начинаниям основоположника, и антикосмисты стыдливо примолкли. В послевоенные годы космонавтику пытались слить в одно целое с «космополитизмом»13, но советскому руководству нужны были тяжёлые ракеты и прорыв в стратосферу, а потому «инициатива снизу» не нашла поддержки.

Казалось бы, после оглушительного успеха первого спутника, после полётов Гагарина, Титова, Терешковой, после выхода Леонова в открытый космос и <···> [заявлений] советского правительства о том, что следующей целью космонавтов будет Луна, а потом — и Марс, антикосмизм в нашем обществе должен был исчезнуть. Однако <···> то там, то тут появлялись робкие статьи и заметки, в которых выражалось сомнение в целесообразности космических исследований: ведь ещё не побеждён мир капитала, ещё лелеют замыслы империалисты, ещё голодают дети Африки... [(Именно "робкие статьи" поддерживали хоть какой-то плюрализм мнений в советском обществе.)]

Парадоксально, но самым главным идеологическим антикосмистом в СССР стало само советское государство. Случилось это после того, как 20 июля 1969 года американский космический модуль «Орёл» сел на Луну, а астронавт Нейл Армстронг сделал первые шаги по лунной поверхности. Мы впервые проиграли в космосе, впервые оказались на вторых ролях, и это больно ударило по самолюбию руководства КПСС. В этот момент было принято роковое решение — в сознание советского обывателя начали вдалбливать мысль, [что] будто бы мы никогда не планировали высаживаться на Луну, будто бы это опасный [(конечно, опасный, но кто в том когда-либо сомневался?)] и бесполезный полёт, который лучше передоверить автоматам.

Ничего глупее просто нельзя было придумать! Во-первых, огромные деньги в советскую лунную программу уже были вложены, большая часть систем отработана, а лётчики-космонавты подготовлены, — зачем же отказываться от задела? Во-вторых, нелепо утверждать, что ты не собирался лететь на Луну, если с конца сороковых непрерывным потоком шли «фантастические репортажи», популярные статьи и книги, в которых прямо рассказывалось о близящейся высадке советской экспедиции на естественный спутник Земли. В-третьих, имя умершего Сергея Павловича Королёва уже было рассекречено и прославлено, и любой пьяненький мужик в пивной знал, кому быть благодарным за «прикосновение к космосу», за возвращение ощущения победы, — понятное дело, отказ от лунной программы немедленно породил вредный миф, что всё держалось на Королёве и с его уходом рухнуло. И, наконец, в-четвёртых, идеология изучения космоса посредством автоматических станций была в тот период совершенно неприемлема для советского общества, взращённого на вере в человеческие силы, которые противопоставлялись бездушным машинам. Люди почувствовали обман, и их отношение к космическим полётам стало меняться от восторженно-трепетного к подозрительно-прагматическому. А в самом деле, зачем нам нужна космонавтика, если мы никуда не летаем?

Решение же находилось на поверхности. Советские космонавты вполне могли высадиться на Луну в течение 1970 года. И нужно было высаживаться, но в особом порядке: не на видимую, а на обратную сторону Луны. А пропагандисты потом объяснили бы восхищённому народу, что только полный дурак не высаживался на видимой — а ты попробуй на обратной! И, развивая закреплённый успех, следовало рассекретить марсианскую программу и показать, что создание и эксплуатация долговременных орбитальных станций «Салют» является не пустой тратой народных денег, а подготовкой к самому масштабному предприятию в истории человечества...

Однако советские руководители предпочитали секретничать, морочить народ и всемерно поддерживать идеологических антикосмистов, почуявших, что пришло их время, и разливавшихся [(ЗАливавшихся)] соловьём. Нет ничего удивительного поэтому, что свёртывание в конце восьмидесятых множества перспективных космических программ большинство восприняло как должное, без протеста.

Одобренный [так сказать] государством идеологический антикосмизм сгинул вместе с государственной идеологией сразу после распада Советского Союза: в период краха колоссальной державы не до споров о целесообразности космических полётов. Но битва за умы продолжалась, и на этом поле появлялись всё новые игроки.

В конце девяностых в космонавтику пришла православная церковь. Я ничего не имею против этой конфессии, но и меня раздражает, когда бородатые батюшки в порядке гиперкомпенсации за былые унижения стремятся в каждой бочке стать затычкой. Да, современные космонавты и конструкторы согласились [(смирились)] с их присутствием на космодромах и в бюро. Более того, новым душеведам позволили открыть храм на Байконуре, а его настоятелям, отцу Сергию и отцу Михаилу, присвоили звание «Заслуженный испытатель космической техники» (достоверный и широко освещённый прессой [(пример)] факт!). <···> [Я уверен] <···>, что церковь ничего не может дать космонавтике, а вот повлиять в идеологическом плане способна, поскольку так и не признала право человека на полёт к звёздам. Чем больше работники отрасли и все остальные будут соглашаться с вмешательством батюшек в специфические дела, чем больше будут прислушиваться к их суждениям, тем больший вред будет нанесён перспективным направлениям, идеологическое поле будет сужаться до одной-единственной идеи, которая не имеет ничего общего ни с космической экспансией, ни с космонавтикой.

Наверное, попытку замещения идеологий с плохо прогнозируемым исходом почувствовали и некоторые из старых членов Российской академии космонавтики имени Циолковского. Они воспротивились процессу, но вместо того, чтобы выступить против дремучего религиозного догматизма, проникающего во все поры нашего общества, попытались создать ещё одну религию — на основе «русского духовного космизма», взросшего на философских трудах Николая Фёдорова и Константина Циолковского.

Создаётся впечатление, что сегодня никто без метафизики нормально жить не может: крокодил не ловится, не растёт кокос. Вот и суетятся наши заслуженные соратники, боясь упустить момент и пытаясь усидеть на двух стульях. Вот и рождаются уродливые с позиций элементарной морали тезисы и нелепые с позиций элементарной логики гипотезы.

«...полёт Гагарина, — пишет один из членов академии, — это первая встреча звёздного неба с нравственным законом. И потому Гагарин оказался не просто первым человеком в Космосе. Он стал и навсегда останется олицетворением, живым воплощением нравственного закона. Таким, как Будда или Иисус. Никак и ничуть не меньше»16.

«"Космическая философия" Циолковского, — развивает мысль другой академик, — ещё не вполне освоенный духовный ресурс для интеллектуального авангарда России, отторгающего убогую американскую систему ценностей, мертвящую идеологию "прав человека", пошлую идеализацию западной демократии. Русский космизм в том или ином модернизированном варианте и в соответствующих научно-технических и политических воплощениях может стать реальной альтернативой духовно и экологически неприемлемому американскому глобализму»17.

«...главная задача РАКЦ [Российской академии космонавтики], — подытоживает третий, — состоит в том, чтобы формировать общественное мнение по отношению ко всему комплексу проблем, связанных с космонавтикой, и на базе решения соответствующих гуманитарно-философских проблем способствовать возрождению духовности народа и тех, кто им управляет»18.

Я тоже местами корыстный человек. Мне тоже денег и славы хочется. Но всему же есть пределы!..

<···>


<···>

2. Статью на эту тему опубликовал <···> специализированный журнал «Новости космонавтики» (№5 (256), май 2004). Согласно представленным материалам, в России разрабатывается только один проект межпланетной исследовательской станции — «Фобос-грунт»; запуск её запланирован на октябрь 2009 года.

3. Вообще-то, это военная тайна. Которая секрет Полишинеля. Потому что, несмотря на все попытки Минобороны России замолчать столь неприглядную для его репутации новость, её немедленно разболтал коварный Пентагон: наш последний спутник фоторазведки «Космос-2410» сгорел в атмосфере в ночь с 9 на 10 января 2005 года. На русском языке первым о гибели новейшего спутника сообщил московский «Коммерсантъ» (Сафронов И. Шпион сгорел на работе // В газ. «Коммерсантъ». — 2005. — №2. — 12 янв.) Что касается метеорологии, то об удручающем положении в этой сфере тому же самому «Коммерсанту» рассказал глава Росгидромета Александр Бедрицкий (Петухов С. Росгидромет обещает улучшить прогноз погоды // В газ. «Коммерсантъ». — 2004. — №75. — 27 апр.)

4. Руденко М. На пыльных тропинках далёких планет останутся ль наши следы? // В газ. «Воздушный транспорт». — 2004. — №30—31, 13 авг.

<···>

12. Вот, например, что писал журнал «РОСТ» (№1, 1932), критикуя утопию Яна Ларри «Страна счастливых»: «...Почему же обитатели "Страны счастливых" Ларри вместо того, чтобы бороться на земле, здесь строить коммунизм, — летят на Луну? Потому, что они не имеют ничего общего с коммунизмом. Это не большевики, а буржуазные деляги, взятые напрокат из западных романов...»

13. Некие Г. Ершов и В. Тельпугов прямо писали в статье «О любимом, но забытом жанре» (В газ. «Комсомольская правда». — 1949. — 8 янв.): «Некоторые авторы страдают космополитизмом, увлекаются проблемами, далёкими от насущных вопросов современной жизни, витают в межпланетных пространствах...»

<···>

16. Фролов А. «Хитрость разума» (Гегель) перед лицом космоса // В сб. «Космос в фокусе политики, экономики, культуры». — М.: ООО "Информационно-издательский дом «Новости космонавтики»", 2002.

17. Водолагин А. Волюнтаристическая космология К. Э. Циолковского под эзотерическим углом зрения // В сб. «Космос в фокусе политики, экономики, культуры». — М.: ООО "Информационно-издательский дом «Новости космонавтики»", 2002.

18. Левитан Е. Псевдокосмизм: оболванивание вместо просвещения // В сб. «Космос в фокусе политики, экономики, культуры». — М.: ООО "Информационно-издательский дом «Новости космонавтики»", 2002.


Архив  263 264 265
Hosted by uCoz